L-410 (Шепси)

Пассажирский самолёт L-410UVP установлен у дороги Джубга-Сочи на въезде в санаторий "Смена" у посёлка Шепси.
С дороги виден прекрасно. Рядом расположена бесплатная парковка.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - удовлетворительное.
Дата съёмки - 31 декабря 2016 года.
01.

Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. Let L-410 "Turbolet" - девятнадцатиместный универсальный двухмоторный самолёт для местных воздушных линий (МВЛ), разработанный конструкторским бюро завода Let (г.Куновице, Чешская республика). Предназначен для эксплуатации на неподготовленных грунтовых, травяных, снежных площадках, а также на аэродромах с короткими ВПП. Другие названия: Л-410, Лет, Лет Л-410, Турболет, разговорные — Чебурашка, Элка, Элли. По состоянию на 2012 год в мире эксплуатируется более 400 L-410.





03. Разработка самолёта началась в 1966 году. Первый опытный самолёт, оснащённый ТВД Pratt & Whitney РТ6А-27 (2 х 715 л.с.), начал проходить лётные испытания 16 апреля 1969 года. Регулярную эксплуатацию самолётов L-410А в конце 1971 года первой открыла чехословацкая авиакомпания "Слов Эйр" из Братиславы, обслуживающая местные авиалинии - к началу 1974 года она получила 12 самолётов. Всего был построен 31 самолёт.



04. Пять самолётов (зав. №720103-06 и №720201) L-410А с двигателями РТ 6А-27, построенных к концу 1972 года под обозначением L-410АС, в следующем году были переданы в СССР. Самолёты получили советские регистрационные номера с СССР-67251 по СССР-67255. Первый из них привёл на аэродром ГосНИИ ГА чешский лётчик-испытатель Франтишек Свинка.



05. В 1973 году начались лётные испытания самолёта L-410M, оснащённого чешскими ТВД Вальтер М 601А. L-410M стал второй серийной модификацией "Турболета". Всего до конца 1978 года для Министерства гражданской авиации СССР поступило 100 самолётов L-410М.



06. В 1979 году началось производство усовершенствованной модификации L-410UVP, которая стала основной серийной моделью. От предшествующих вариантов этот самолёт отличался удлинённым фюзеляжем, увеличенными размерами крыла и вертикального оперения, применением интерцепторов и установкой ТВД Вальтер М 601 В (2 х 730 л.с.). Этот самолёт прошёл программу сертификации в СССР и был принят в эксплуатацию "Аэрофлотом". УВП в названии версии L-410UVP означает русское "Укороченный взлёт и посадка". Один из L-410UVP, выпущеный в феврале 1980 года, с бортовым номером CCCP-67139 и серийным номером 800405, установлен здесь в 1997 году в качестве придорожного кафе.




07. Дальнейшим развитием стал вариант L-410UVP-E с более мощными ТВД М 601 Е. Первый полёт L-410UVP-E состоялся 30 декабря 1984 года. Он отличался улучшенными взлётно-посадочными характеристиками и уменьшенным уровнем шума в кабине. В марте 1986 года был сертифицирован в СССР.




08. Начиная с 1969 года, было построено более 1100 L-410 различных модификаций, 862 из них были поставлены в Советский Союз. К началу 1992 года в СССР оставалось около 750 самолётов L-410. Самолёт используется в гражданских и военных летных училищах для предварительной подготовки будущих лётчиков дальней авиации и военно-транспортной авиации.




09. В 1990-х годах, после распада СССР и СЭВ, спрос на самолёты L-410 упал, и темп их производства снизился более чем в 10 раз (с 50 машин в год до 2—5). Ситуация значительно улучшилась с 2008 года, когда 51% акций предприятия Let Kunovice (Aircraft Industries) купило принадлежащее российскому миллиардеру Искандеру Махмудову ОАО "Уральская горно-металлургическая компания". В 2010—2012 годах темп выпуска составил 8—10 машин в год, а за 2013 года выпущено 11 машин.




10. По состоянию на 2013 год производится модификация L-410UVP-E20, оборудованная цифровой или аналоговой авионикой (на выбор), автопилотом, системой TCAS. L-410 UVP-E20 имеет сертификат типа АР МАК. В сентябре 2013 года ОАО "Уральская горно-металлургическая компания" приобрело 49% акций компании Let Kunovice (Aircraft Industries). Таким образом, УГМК стала единственным собственником Aircraft Indistries, доведя свой пакет акций до 100%.



11. Хвостовое оперение классической схемы с рулём направления и среднерасположенным стабилизатором. Рули направления и высоты снабжены триммерами.



12. Стабилизатор имеет положительное V.



13. Подкилевой гребень для повышения курсовой устойчивости.



14. Двухместная кабина пилотов.



15. Плоские стёкла с дворниками. Толстый переплёт фонаря кабины. И открытые(!) форточки.



16. Интерьер кабины потрачен временем. Штурвалы, сиденья и некоторые приборы на месте. Аварийный люк у правого пилота. Тесно. И непонятно, как пилоты попадали в кабину.



17. Гондолы основных шасси выступают за пределы фюзеляжа. Крыло высокое и тонкое - туда не спрячешь. Двигатели маленькие и тоже высоко - нет смысла городить длинные "ходули", как на Ан-24. В самом фюзеляже места для стоек - нет. Вот и оказалось самым разумным сделать большие наплывы в нижней части корпуса и убирать шасси в них.



18. Стойки поджимаются к брюху в поперечном направлении (друг к другу). После уборки створки шасси оставляют внешнюю поверхность колёс открытой (колёса видны снизу). Пневматики 720х310, model 2. Производитель - Barum. Чешская фирма из того же района Zlin, что и завод Let.



19. Носовое управляемое колесо. Barum, безкамерное, 550х225, model 3. Убирается вперёд по ходу движения.



20. Самолёт, постоянно модернизируясь, производится почти 50 лет, эксплуатируется по всему миру. Возможно, что его будут производить в России (фактически производитель полностью принадлежит российскому владельцу).



21. Вокруг самолёта ещё несколько образцов техники - старые жигули, мотоцикл и гидроцикл.


Координаты:
44° 2'36.61"С
39° 8'23.76"В