59. Межконтинентальная баллистическая ракета МР-УР-100 (Байконур)

Межконтинентальная Баллистическая Ракета МР-УР-100 установлена в городе Байконур в парке Мира. Атомное оружие на постаменте - это весьма уникальный вид памятников. Доступ свободный. Охраны нет. Постамент высокий, поэтому потрогать и залезть сложно. Состояние памятника - среднее (постамент изрисован вандалами). Дата съёмки - 12 июля 2015 года. 01. 02. Межконтинентальная двухступенчатая жидкостная ракета легкого класса 15А15 (РС-16А, УР-100, SS-17). Разработана в конструкторском бюро "Южное", имени М.К. Янгеля в городе Днепропетровске. 03. Михаил Кузьмич Янгель (1911-1971) - советский конструктор авиационной и ракетной техники. Родился в Иркутской области, в 1937 году с отличием закончил специальность "Самолётостроение" в МАИ. Работал в КБ Поликарпова над самолётами И-153, ТИС, И-180, И-185, По-2. С 1950 года работал по ракетной тематике с С.П. Королёвым, принимая участи е в создании Р-5 и Р-7. С 1954 года Главный конструктор "КБ "Южное". Руководил разработкой ракет Р-12, Р-14, Р-16, Р-36, Р-36орб, Р-36М, МР УР-100, Р-56. Дважды Герой Социалистического Труда. Бюст М.К. Янгеля установлен в Парке на пересечении улицы Мира и улицы Янгеля в Байконуре. Перед бюстом стоит местный житель, сотрудник космодрома (с его слов). 04. Памятник установлен к 90-летию со дня рождения Янгеля в 2001 году. 05. Ракетный комплекс условно легкого класса МР УР-100, получивший индекс 15А15, был создан для частичной замены МБР легкого класса УР-100. Приказ Министерства общего машиностроения "О разработке ракетного комплекса 15А15 с выходом на АКИ в 1973 году" был подписан в сентябре 1970 г. Головным разработчиком было определено КБ "Южное", которое к тому времени возглавил В.Ф. Уткин. 06. МР УР-100 представляет собой двухступенчатую ракету на жидком долгохранимом топливе. Габариты ракеты определялись условием размещения ее в шахтах ракет УР-100, поэтому были предприняты меры по обеспечению более плотной компоновки. 07. Диаметр обеих ступеней увеличен по сравнению с диаметром ракеты УР-100 и составляет 2.25 м у первой и 2.1 му второй ступени. Нижнее сферическое днище бака горючего первой ступени установлено выпуклостью вверх и в образовавшейся полости размещается верхняя часть камеры сгорания маршевого ЖРД. Бак горючего второй ступени имеет тороидальную форму и двигатель размещен в его средней полости. 08. Первая ступень ракеты оснащена однокамерным маршевым ЖРД замкнутой схемы и 4-камерным рулевым ЖРД с качающимися камерами, выполненным по открытой схеме. Вторая ступень снабжена однокамерным маршевым ЖРД замкнутой схемы. Управление вектором тяги осуществляется путем вдува газа в закритическую часть сопла. Для управления ступенью по углу крена используются 4 сопла, работающих на газе от газогенератора турбонасосного агрегата. 09. В состав головной части входят 4 боевых блока, приборный отсек с системой управления и твердотопливная двигательная установка для разведения боевых блоков. Головная часть закрывается обтекателем, который из-за ограниченности внутреннего объема ШПУ имеет изменяемую геометрию (принимает полетную конфигурацию после выхода ракеты из контейнера). 10. Ракета МР УР-100 размещалась в переоборудованных ШПУ (шахтных пусковых установках) ракет УР-100. В процессе переоборудования проводилось укрепление существующей шахты УР-100 без ее демонтажа. Ракета в транспортно-пусковом контейнере подвешивалась в шахте с использованием двух поясов амортизации. Для более полного использования объема шахты применялся метод минометного пуска. Бросковые испытания ракеты (отработка системы минометного пуска) начались в мае 1971 г. Полномасштабные летно-конструкторские испытания проходили на 5-м НИИП (Байконур) с 26 декабря 1972 г. по 17 декабря 1974 г. После начала испытаний ракеты в штатном варианте с 4 боевыми блоками она также была испытана в моноблочном варианте (в классификации Министерства обороны США эти варианты получили обозначения SS-17 Mod 1 и SS-17 Mod 2 соответственно). 11. Ракета размещена внутри специального транспортно-пускового контейнера (ТПК). Он защищает её от атмосферных воздействий и повреждений при транспортировке и эксплуатации. В контейнере поддерживаются требуемый температурный режим и влажность. Всё необходимое для запуска оборудование находится в самом контейнере. Там же находится снаряжённая боеголовками и заправленая ракета. Баки с топливом ампулизированы, то есть топливо заправляют на заводе один раз и на всю жизнь. Оно отделено от клапанов и насосов специальными мембранами, которые разрываются на одном из шагов процедуры запуска ракеты. В баках используются специальные коррозионно-стойкие материалы. Эти меры позволяют годами хранить в шахте готовую к немедленному старту ракету. Контейнер с ракетой привозят на транспортёре (прицеп транспортёра с ТПК и есть этот памятник) к специально оборудованной подземной шахте (ШПУ). Затем контейнер поднимают в вертикальное положение при помощи гидравлического цилиндра (на фото). 12. Установленный вертикально контейнер фиксируется на специальных направляющих кронштейнах и опускается в шахту при помощи двух стальных тросов. Катушки с этими тросами на фото. В шахте ТПК фиксируется в двух системах амортизации (верхней и нижней), которые защищают ТПК от сейсмических волн от близких ядерных взрывов (в случае атомной войны весьма актуально). Сверху шахта закрывается бронеколпаком (крышкой), который открывается или отстреливается перед пуском. Крышка шахты нужна для защиты от ударной волны, светового излучения и радиоактивных осадков. Сама шахта защищает ТПК от электромагнитного импульса при атомном взрыве. 13. Стартовая масса ракеты 71,1 тонны, в том числе 63,2 тонны топлива, а 2,55 тонны "полезной нагрузки". Максимальная дальность 10000 километров. Боевая часть из четырёх блоков (атомных зарядов) мощностью по 550-750 килотонн (примерно 40 "Хиросим" в каждом). Боевые блоки могли сниматься с ракеты, храниться отдельно на складах и устанавливаться перед пуском. А могли и не сниматься. 14. Специальный прицеп с ТПК перевозился седельным тягачом МАЗ-537. Для стыковки тягача и прицепа использовалось седельно-сцепное устройство под шкворень 100 мм. 15. Четырёхколёсная задняя тележка прицепа, гидравлическая опора и фиксирующее ТПК устройство. 16. Колёса - направленные, размерностью 15.00-20, модель Я-190 со Знаком качества. 17. К 1995 году все ракеты данного типа были сняты с боевого дежурства и демонтированы. Координаты: 45°37'42.17"С 63°18'42.93"В