71. Грузовой автомобиль ЗИС-5 (Брянск)

Автомобиль УралЗИС-5В является частью мемориала посвящённого воинам-водителям, погибшим во время Великой Отечественной войны. В тот же комплекс входит ещё один грузовик-памятник - ГАЗ-ММ. Мемориал расположен на Карачаевском шоссе - восточном въезде в Брянск со стороны автодороги М3. Рядом расположены автобусная остановка "Осиновая горка" и бесплатная парковка. Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет. Состояние памятника - хорошее. Дата съёмки - 16 июня 2015 года. 01. 02. У подножия тридцатиметрового пилона фигура солдата-шофера. Он стоит на подножке автомобиля. Правая рука воина лежит на баранке, взгляд устремлен вперед, на дорогу. Это первый сооруженный в Советском Союзе памятник водителям, павшим на дорогах войны. Открыт мемориал 12 сентября 1968 года, накануне двадцать пятой годовщины освобождения области от немецко-фашистских захватчиков. Авторы памятника — скульптор Г. Ф. Мовчун, архитектор А. А. Гайдученя. Памятник сооружен на средства брянских автотранспортных организаций и дорожных предприятий. Спустя несколько лет он был реконструирован. Сохранив прежний вид, памятник одели в гранит. (wikipedia) 03. На этом месте в 1943 году была сформирована 18-я автомобильная бригада. Боевой путь воинской части изображён на табличке у Вечного огня. 04. А на противоположной стороне дороги на постамент встали грузовые машины военных лет - трёхтонка ЗИС-5 и полуторка ГАЗ-ММ. Большой плакат при подъезде к мемориалу призывает проезжающих почтить память погибших воинов-водителей. Длинными громкими сигналами большинство проезжающих мимо машин отдают дань памяти погибшим водителям. 05. Слева от стеллы мемориала находится памятный крест, а позади большое стилизованное рулевое колесо. 06. Установленный на постаменте автомобиль это ЗИС-5В произведённый на заволе УралЗИС (сейчас УралАЗ). 07. Из истории завода УралАЗ: 15 октября 1941 года: над Москвой нависли черные тучи, идет мокрый снег, на улицах видны машины, стоящие под погрузкой около магазинов и складов и направляющиеся затем к Заставе Ильича. В учреждениях и конторах уничтожаются документы. На следующий день принято решение об эвакуации Московского автомобильного завода имени Сталина (ЗИС). А еще через три дня первая колонна заводских грузовиков и автобусов со станками и оборудованием, замаскированными фарами, едва освещавшими мокрый грязный снег, тронулась из Симоновской Слободы на Волгу, в Ульяновск. 08. 30 ноября 1941 года поступает указание Комитета государственной обороны: рабочих литейных цехов, цеха "мотор", штамповочно-механического и других, связанных с производством двигателей, срочно перебазировать из Ульяновска на Урал, в городок Миасс. Командированные туда рабочие с семьями вновь погрузились в теплушки. В Ульяновске остались цеха "шасси", на базе которых и должен был разворачиваться новый завод. Помимо сборки автомобилей, в Ульяновске должны были выпускать боеприпасы и газогенераторные установки ЗИС-21. 09. В Миассе еще в 1939 году начали строительство военного завода N 316. Морозной зимой 1941 года днем и ночью, прямо с "колес", под открытым небом шел монтаж оборудования и к середине лета уже были подготовлены строительная площадка и рабочий поселок. Трудности со снабжением вынуждали строить многие цеха этого завода из дерева. Моторное производство как раз планировалось организовать на этой строительной площадке, к которой еще до начала войны успели проложить железнодорожную ветку. 10. Первый цех Миасского автомоторного завода заработал в марте 1942 года, а в апреле собрана первая промышленная партия. Изначально предполагалось, что завод будет заниматься производством двигателей, коробок передач и задних мостов для Москвы и Ульяновска, поставлять литье на Шадринский филиал "ЗИСа". Но страна остро нуждалась в автомобилях, и Государственный комитет обороны 14 февраля 1943 года принимает новое решение - целиком перевести из Ульяновска в Миасс производство грузовых автомобилей. 11. Провинциальный город купцов, ремесленников и золотоискателей становится уральской столицей грузовых автомобилей. Первая трехтонка ЗИС-5В сошла с конвейера уже 8 июля 1944 года, 20 июля на фронт отправили партию машин. 30 сентября 1944 года с конвейера сошел тысячный автомобиль, а к концу года, несмотря на незавершенность цехов, сумели построить три тысячи трехтонок. Через год со дня выпуска первых машин заводской коллектив отправил на фронт и в народное хозяйство 6800 автомобилей. (то есть 18-20 новых автомобилей каждый день, включая выходные) 12. В условиях военного времени конструкцию базового ЗИС-5 пришлось максимально упростить: кабина делалась из дерева, передние крылья не штамповали, а гнули (что позволяло использовать любую сталь, даже не пригодную для вытяжки), тормоза на передних колесах отсутствовали, грузовая платформа имела только один - задний - откидной борт. Уральские грузовики воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны, приближая победу нашего народа. 13. Машина на этом постаменте не на ходу. У неё есть фрагменты двигателя, но полностью отсутствует коробка передач. 14. Карданный выл погнут и прикручен к раме проволокой. 15. Тормозные тяги отсутствуют. 16. Шина 240-508Р (8.25-20Р), модель К-37А. Аналогичные устанавливались на грузовики ГАЗ, автобусы ЛАЗ и автомобили САЗ. 17. Металлическая кабина это признак послевоенного выпуска, либо замены при капитальном ремонте. Как и вторая фара. Как и боковые откидные борта. На военном выпуске кабина была деревянная, фара только одна, а открывался только задний борт. 18. Над радиатором логотип УралзиС. Похожий автомобиль стоит в Туле в посёлке Скуратово (но у него круглые крылья). Оригинальный логотип ЗиС можно увидеть на Тульской "Катюше". 19. Символизм номера "72-00 БА" я постичь не смог. Впрочем, он такой был с самого начала (спасибо за фото). Координаты: 53°11'52.11"С 34°31'45.25"В