Танк Т-72 (Глубокое)

Советский основной боевой танк Т-72 из Парка Победы в белорусском городе Глубокое Витебской области. Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет. Состояние памятника - хорошее. Дата съёмки - 03 июня 2018 года. 01. 02. Т-72 «Урал» — советский средний и основной танк. Принят на вооружение в Вооружённых Силах СССР с 1973 года. Т-72 разработан и производился Уралвагонзаводом в Нижнем Тагиле. «Урал» состоит на вооружении стран СНГ, экспортировался в государства Варшавского договора, Финляндию, Индию, Иран, Ирак, Сирию. Модификации Т-72 выпускались по лицензии в Югославии (M-84), Польше (PT-91), Чехословакии и Индии, которые их экспортировали. 03. Т-72 разрабатывался, как более простой и дешёвый аналог первого советского основного боевого танка Т-64А. Оснащённый той же 125-мм гладкоствольной пушкой 2А46 он был более технологичен, надёжен и имел больше резервов для модернизации. 04. В СССР было выпущено более 20000 танков Т-72. Ещё около 10000 выпустили по лицензии в других странах. Большая часть этих танков до сих пор состоит на вооружении разных стран, включая Россию. Последние, на текущий момент, модификации Т-72Б3 и Т-72Б3М считаются соответствующими самым современным требованиям по вооружению, системам управления огнём, защищённости и подвижности. 05. Здесь же стоит самая первая модификация - чистый Т-72 без букв. Отличительный признак - оптический дальномер, установленный перед командирской башенкой. Это прямоугольный выступ с квадратной крышечкой на четырёх винтах в левой части снимка, позади большого прожектора. Оптический дальномер был только у самой первой версии Т-72, затем его убрали и на этом месте у всех остальных Т-72 просто крыша башни с динамической защитой. 06. Ещё один признак первой версии Т-72 - отсутствие системы постановки дымовых завес 902В "Туча". Причём мортирок дымовых гранатомётов не только нет, но и отсутствуют следы их возможной установки (кронштейны, отверстия и т.п.). Туча появилась на Т-72А в 1979 году (такой танк можно увидеть в Тобольске). Так же, нет и следов установки динамической защиты, которую добавили на Т-72АВ (1983) и Т-72Б (1985). 07. Сквозь металл не видно, но башня должна быть сплошная. Это одна из основных причин модернизации 1979 года. У Т-72А башня стала комбинированная. В башне находятся два члена экипажа - командир и наводчик. Заряжающего в Т-72 нет. Вместо него стоит автоматизированный механизм заряжания. 08. Верхняя лобовая деталь Т-72 состоит из трёх слоёв. Самый верхний слой - 80 миллиметров броневой стали. Следующий слой - 105 миллиметров стеклотекстолита. Третий слой - ещё 20 миллиметров стали. Наклон лобовой брони - 68° Под ВЛД находится рабочее место механика-водителя -третьего члена экипажа Т-72. В дальнейшем толщина ВЛД не раз увеличивалась. Например, у Тобольского Т-72А видна приваренная к ВЛД 20-мм бронеплита. 09. Различные штампы и клейма на ВЛД. Кто может расшифровать?
10. Обычная фара. 11. Ночная ИК-фара. 12. Ходовая часть Т-72. Шесть опорных катков, три поддерживающих, ленивец и ведущее колесо. Торсионы опорных катков левой и правой стороны расположены попарно рядом на всю ширину корпуса. Схема расположения торсионов была одним из ключевых отличий Т-64А и Т-72. У Т-64А торсионы обеих сторон находились на одной оси и в длину были, соответственно, только до середины корпуса. Поэтому нагрузка на торсионы Т-64А была высокой, вследствие чего подвеска танка считалась ненадёжной. Т-72 изначально был лишён этой проблемы. Координаты: 55° 8'19.84"С 27°41'27.15"В