Истребитель-бомбардировщик Су-17М (Глубокое)

На южном въезде в белорусский город Глубокое (Глыбокае) Витебской области установлен самолёт Су-17. Рядом расположена бесплатная парковка на обочине. Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет. Состояние памятника - отличное. Дата съёмки - 03 июня 2018 года. 01. 02. Табличка на постаменте. Авиаконструктору Павлу Сухому. От земляков. Комплекс банка. Барановичского авиаремонтного завода. 03. Павел Осипович Сухой родился в Глубоком 10 (22) июля 1895 года. В память о нём в этом небольшом городе установлено три самолёта Су. Этот Су-17М, Су-24М на берегу озера Кагальное у местной школы и Су-27 в парке с другой стороны того же озера. Су-27 я покажу позже, а двадцатьчетвёрку мы пропустили (её поставили незадолго до нашего приезда, так же как и витебский). 04. Су-17 (изделие «С32», по кодификации НАТО: Fitter — монтажник) — советский истребитель-бомбардировщик, разработанный в первой половине 1960-х годов. Первый советский самолёт с крылом изменяемой стреловидности. Три десятилетия состоял на вооружении ВВС СССР и России, широко экспортировался, применялся и применяется в ряде вооружённых конфликтов. 05. Самолёт разрабатывался, как развитие истребителя Су-7, треугольное крыло которого было заменено новым типом - крылом изменяемой стреловидности. Испытания показали, что концепция поворотного крыла успешна и её начали активно использовать в советском авиастроении. Такой тип крыла, кроме Су-17, получили самолёты МиГ-23, МиГ-27, Ту-22М, Ту-160 и Су-24. Первый полёт Су-17 был 2 августа 1966 года. 06. Многочисленные изменения конструкции и оборудования машины, по сравнению с Су-7, привели к увеличению массы самолёта. Поэтому, в 1970 году было принято решение заменить двигатель АЛ-7Ф1-250 на новый АЛ-21Ф, более мощный и лёгкий, незадолго до этого разработанный для Су-24. Установка более компактного двигателя позволила ещё раз существенно перекомпоновать Су-17, установив новое БРЭО и дополнительные топливные баки. С двух с половиной до четырёх тонн увеличилась максимальная масса нагрузки на узлах внешней подвески, число которых увеличилось с шести до восьми. 07. Максимальная скорость самолёта у земли - 1350 км/ч, а на высоте - 2.1 Маха. Цельноповоротный стабилизатор - одна из характерных особенностей сверхзвуковых самолётов. 08. В посадочном положении подвижная часть крыла устанавливалась под углом 30°, максимальная стреловидность для полётов на высокой скорости - 63°. 09. На неподвижной части крыла навешен сдвижной закрылок, а на поворотной — предкрылок, поворотный закрылок и элерон. 10. На самолёте могло устанавливаться до восьми балочных держателей подвесного вооружения. По две штуки на левой и правой неподвижных частях крыла и ещё четыре под фюзеляжем. При этом подфюзеляжные бомбодержатели допускали половинный вариант установки, как на этом экземпляре Су-17М. В таком случае они монтировались ко второй и третье парам узлов крепления. Первые пары узлов крепления хорошо видны на этом снимке (маленькие отверстия ближе к носу самолёта от установленных БД). На крыльях блоки неуправляемых авиационных ракет. Ближе к фюзеляжу - блок УБ-16-57УМ для 16 НАР С-5. Дальше от фюзеляжа - блок Б-8М1 для 20 НАР С-8. 11. Неуправляемые авиационные ракеты предназначены для нанесения массированных ударов по живой силе, технике, зданиям и сооружениям. Одновременный выпуск большого числа НАР, расположенных в едином пусковом многоствольном блоке позволяет создать высокую плотность огня и существенно повысить вероятность поражения цели. НАР С-8 (калибр 80 мм) - это улучшенная и увеличенная версия С-5 (калибр 57 мм). Увеличили калибр, скорость дальность и точность. 12. По эффективности применения и мощности БЧ С-8 значительно превосходят С-5. Так, залп 80-мм ракет из одного 20-зарядного блока Б-8 по поражающему действию сопоставим с одновременным пуском С-5 из трех 32-зарядных блоков УБ-32, а по дальности и точности превосходит их. Преимущества С-8 привели к тому, что в настоящее время боевые самолеты и вертолеты комплектуются в основном 80-мм блоками НАР, которые постепенно вытесняют С-5. 13. Балочный держатель поближе. Левая основная стойка шасси. Интересная форма внутренних рёбер жёсткости у крыла в нише шасси. 14. Правая стойка шасси. 15. Памятник зафиксирован только за колёса основных стоек и маленький незаметный "хвостик" в районе стабилизатора. В сочетании с формой постамента, создаётся впечатление, что самолёт прямо сейчас взлетит. 16. Колёса основных стоек оборудованы тормозами (поворотная носовая - нет). Размер покрышки 880х230. Модель 31А. 17. Носовая стойка. Размер колеса 660х200. Модель 11А. Производитель покрышки, судя по логотипу в виде лося в шине, Барнаульский шинный завод. Координаты: 55° 7'10.08"С 27°40'19.34"В