Заводские клейма гаубицы-пушки МЛ-20

8 мая 2017 года мы снова побывали на мемориале Партизанская поляна в Брянске. Первый визит был в 2015 году (отчёт о мемориале; отчёт о технике) В этот раз спешки не было и я рассматривал экспонаты более детально, отсняв парочку для отдельных отчётов. Привлекло моё внимание орудие МЛ-20. Эта 152-мм гаубица-пушка находится в отличном состоянии. Мне удалось рассмотреть и сфотографировать различные надписи и клейма на стволе и лафете. На большинстве встреченных мной подобных орудий все клейма и таблички многослойно закрашены и, без большого запаса наждачки и терпения, разобрать нанесённые на них символы невозможно.
01.

Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. Клейма на верхней части ствола у затвора. Клеймо в виде ромба в круге - "логотип" завода №172 им. В.М.Молотова (сейчас "Мотовилихинские заводы", Пермская область). Судя по двум заводским клеймам пушка была произведена и проходила ремонт на этом заводе. Сверху вниз: РЕМОНТНЫЙ 1946 г. (клеймо завода ромб в круге) 152мм - ГАУБИЦА - ПУШКА - ОБР.1937. (клеймо завода ромб в круге) СВ.ТРУБА. (свободная труба, другие варианты исполнения ствола - скреплённый и моноблок) В Е С. С-Д.-Т.-И ЗАТВОРОМ (вес с дульным тормозом и затвором) 2400кг БЕЗ-Д.-Т.-И ЗАТВОРА (вес без дульного тормоза и затвором) 2250кг Слева от этих надписей - номер орудия N4930 и грубая надпись ММГ (макет массо-габаритный). Справа - год выпуска - 1942 г.





03. Казённая часть: 152-37 СБ03-5 - сокращённое наименование модели(?) (клеймо завода ромб в круге) (клеймо 82 в круге) - что это - я не знаю N4930 - серийный номер орудия N1018 - ??? - возможно номер казённика Затвор орудия: (клеймо завода ромб в круге) 152-37/38 СБ03-2 N4930 Р - 1942 N1980 На остальных деталях повторяются надписи 152-37/38 СБ03-2 и 4930 Справа видно клеймо - УЧЕБНОЕ.



04. Правая часть казённика крупнее.



05. На кожухе противооткатных устройств частично закрашенная табличка: ГРАФИК ИСПЫТАНИЯ НАКАТНИКА 152/37



06. Механический прицел С71-97. Местами ещё в смазке, но стеклянные уровни - повреждены, а надписи полустёрты.




07. Колёсный ход - модернизирован, по сравнению с оригинальными большими литыми спицованными колёсами с наваренной резиновой грузошиной. Установлены колёса, судя по отсутствию ниппелей, из губчатого каучука. Размер шины - 1350х380г. Выпущены на Ярославском шинном заводе.