Танк ИС-4 (Чита)

Тяжёлый танк ИС-4 установлен в парке ОДОРА в экспозиции бронетехники и артиллерии во дворе Дома офицеров Читинского гарнизона.
Уникальный экземпляр.
Всего, за время серийного производства, было изготовлено менее 260 танков. До наших дней дошли всего несколько штук. А в более-менее целом виде только два. Этот и в танковом музее в Кубинке. В основном ИС-4 направлялись в войсковые части на Дальнем Востоке. В ходе эксплуатации выяснилось, что масса танка (около 60 тонн) превышала грузоподъёмность большинства мостов и транспортных средств. Кроме того, выявилось множество недостатков и замечаний, в том числе недостаточная надежность отдельных узлов трансмиссии. Служба нового танка оказалась недолгой - ИС-4 вывели из эксплуатации и поставили на долговременное хранение, а затем сняли с вооружения. Этот экземпляр ИС-4, был снят с хранения и установлен в Забайкальске, Читинской области к 30-летию Победы (1975 год). В 2006 году был перенесён к зданию штаба 36-й общевойсковой армии Сибирского военного округа (СибВО) в Борзе, Забайкальский край. В 2010 году был перевезён на нынешнее место в парк ОДОРА в Чите. Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние - хорошее.
Дата съёмки - 13 августа 2015 года.

01.

Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. ИС-4 (Индекс ГБТУ - Объект 701) - советский тяжёлый танк послевоенного поколения. Создавался в ГСКБ-2 Челябинского тракторного завода. Серийно выпускался с марта 1947 по 1 января 1949 года. Экипаж танка состоял из 4 человек.





03. Работы по созданию нового тяжёлого танка ИС-4 были начаты в декабре 1943 года в СКБ-2 под руководством Духова Н.Л. В 1944 году были изготовлены 6 опытных образцов под обозначениями Объект 701-(1-6). Образцы прошли всесторонние испытания, весной 1945 года были изготовлены дополнительно ещё 2 опытных образца с усиленным бронированием и усовершенствованными узлами и агрегатами. В качестве основного вооружения были утверждена пушка Д-25Т, однако с принятием на вооружение танка ИС-3, работы над ИС-4 были приостановлены. По результатам эксплуатации танков ИС-3 в период с 1945 по 1946 годы, у машины были выявлены серьёзные недостатки, поэтому решено было возобновить работы над танком ИС-4. 29 апреля 1946 года Постановлением Совета Министров СССР № 961-403 "Объект 701" был принят на вооружение Советской армии.



04. Корма корпуса танка состояла из верхнего, среднего и нижнего кормовых листов. Верхний кормовой лист изготавливался из трех частей: двух боковых, приваривавшихся к бортовым листам, и одной средней. Средняя часть крепилась болтами к боковым частям верхнего кормового листа, к ней приваривались две петли для крепления крыши трансмиссионного отделения. На среднем кормовом листе были приварены два буксирных крюка с пружинными защелками. Крыша трансмиссионного отделения крепилась к средней части верхнего кормового листа на петлях, а к приварным угольникам бортов и среднего кормового листа - болтами. Днище корпуса имело корытообразную форму и изготавливалось из трех листов: горизонтального и двух наклонных, за исключением части днища в районе трансмиссионного отделения. В днище были сделаны люки и отверстия, предназначавшиеся для доступа к агрегатам и механизмам танка при обслуживании и люк запасного выхода.



05. Носовая часть корпуса была образована нижним и верхним лобовыми листами и двумя скуловыми листами. В верхнем лобовом листе находился люк механика-водителя. К нижнему лобовому листу приваривались бонки для крепления запасных траков, а к верхнему - два буксирных крюка с защёлками. На левом и нравом скуловых листах были приварены кронштейны для установки фар и звукового сигнала (справа).



06. Крыша корпуса состояла из подбашенного листа, приваривавшегося к бортовым, скуловым и верхнему лобовому листам и двух съемных листов крыши моторного и трансмиссионного отделений. В подбашенном листе имелся большой круглый вырез, по окружности которого были сделаны резьбовые отверстия для крепления нижнего погона опоры башни. С внутренней стороны корпуса к подбашенному листу приваривались рёбра жёсткости.




07. Литая башня, изготавливавшаяся из броневой стали 66, была термически обработана на среднюю твердость, остальные бронедетали, из стали 8С были термически обработаны на высокую твердость. В лобовой части башни была сделана амбразура, закрывавшаяся качающейся бронировкой пушки. Справа от амбразуры в стенке башни имелось отверстие для телескопического прицела. В верхней и нижней частях стенок башни приваривались поручни для танкового десанта.




08. Передняя часть крыши башни состояла из трех листов: двух боковых, приваренных к боковым стенкам и среднего - съёмного, крепившегося болтами. Люк, закрываемый этим листом, предназначался для монтажа и демонтажа пушки. В задней части вварной крыши башни имелись две низкопрофильные литые башенки с входными люками. Крышки люков устанавливались на поворотных основаниях, в сегментах которых имелись отверстия под монтаж смотровых перископических приборов, причем в крышке люка командира - перископический смотровой прибор ТПК-1. Над рабочим местом наводчика были сделаны отверстия под установку двух смотровых приборов, а над местом заряжающего устанавливалось броневое прикрытие отверстия под монтаж вентилятора боевого отделения. За башенкой командира имелось отверстие антенного ввода с защитным броневым стаканом. Механик-водитель размещался впереди по оси машины. Над его сиденьем имелся небольшой круглый люк, закрываемый отодвигающейся в сторону крышкой. Для демонтажа и монтажа башни приваривались три рыма.




09. Толщина брони лобовых и бортовых листов башни и корпуса была одинаковой и не превышала 160-мм. 12-цилиндровый дизельный двигатель В-12 мощностью 750 л. с. позволял новой машине развивать скорость 43 км/ч. Корпус ИС-4 сваривался из броневых листов большой толщины, а литая башня имела переменную толщину стенок с развитыми скуловыми и лобовыми деталями. Лобовая и бортовая броня корпуса и башни не пробивались зарубежными противотанковыми пушками с дальности 1000 м, а кормовой лист корпуса имел такую же толщину, как и лоб башни танка ИС-2.




10. 122-мм танковая пушка образца 1943 года (Д-25Т) устанавливалась на танки ИС-2, ИС-3, ИС-4, Т-10, самоходку ИСУ-122С и целый ряд опытных танков.



11. Каждый борт корпуса состоял из сваренных между собой наклонного, горизонтального и вертикального бортовых броневых листов. Кормовая часть танка имеет характерную "ступеньку" между моторной и трансмиссионной частями МТО.



12. Крыша моторного отделения состояла из среднего продольного листа, располагавшегося над двигателем, четырех броневых решеток над радиаторами и двух плит над вентиляторами. В среднем листе для доступа к двигателю был сделан люк, закрывавшийся броневой крышкой на петлях. В передней части листа устанавливался малый съемный лист для доступа к фильтрам тонкой очистки топлива, а в его задней части имелись при заправочных отверстия для топливных баков и системы охлаждения двигателя. Для демонтажа и монтажа среднего листа на нем устанавливались три рыма, а для крепления броневых решеток и плит над вентиляторами - приваривались специальные планки с резьбовыми отверстиями.



13. Конструкция элементов ходовой части незначительно отличалась от конструкции элементов ходовой части танка ИС-122 (ИС-2). В ходовой части использовалась: индивидуальная торсионная подвеска без амортизаторов и гусеничный движитель с четырнадцатью опорными и шестью цельнометаллическими поддерживающими катками. Опорные катки правого борта ближе на 130 мм к носу танка. Направляющие колёса с винтовыми натяжными механизмами располагались впереди и были взаимозаменяемыми с опорными катками. Ведущие колёса цевочного зацепления имели съёмные венцы с 14 зубьями. Каждая из двух гусениц с открытым шарниром состояла из 85 (по другим данным - 86) мелкозвенчатых штампованных траков шириной 720 мм и шагом звена - 160 мм.



14. В кормовой части каждого борта было сделано отверстие под установку бортового редуктора. Наклонные и горизонтальные броневые листы образовывали бортовые ниши, в которых устанавливались поперечные перегородки. К горизонтальным листам снаружи танка приваривались надгусеничные полки, а на наклонных бортовых листах - бонки для крепления инструмента и принадлежностей, перевозимых на танке, а также кронштейны для установки габаритных фонарей и запасных топливных баков.



15. На каждом вертикальном бортовом листе снаружи приваривались кронштейны кривошипа направляющего колеса и цапфа для монтажа механизма натяжения гусеницы; семь кронштейнов осей балансиров опорных катков, четыре упора для ограничения хода балансиров.



16. Ходовая часть ИС-3 (слева) и ИС-4. У четвёртого на один опорный каток больше.



После прекращения активной эксплуатации большая часть ИС-4 была превращена в долговременные оборонительные точки (ДОТ) на границе с Китаем. Часть танков целиком закапывали в землю (снимая двигатели и трансмиссию). А от некоторых оставляли только башню, устанавливая её на железобетонное основание.

Координаты:
52° 1'58.30"С
113°30'18.36"В