79. Паровоз Л-3507 (Иркутск)

Паровоз-памятник Л-3507 входит в экспозицию музея железнодорожной техники на острове Юность у станции "Солнечная" детской железной дороги города Иркутск. Проехать к нему можно на городском общественном транспорте (Октябрьский округ Иркутска, остановки "Академический мост", "Музыкальный театр", затем 700-800 метров по улице Кожова к Ангаре и, через дамбу, на остров Юность). Рядом расположена бесплатная парковка. Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет. Состояние памятника - хорошее. Дата съёмки - 04 августа 2015 года. 01. 02. Сильно закрашенная заводская табличка паровоза: Минтранстяжмаш СССР Ворошиловградский Завод им.Октябрьской Революции 1954г. N15263 03. Грузовые магистральные паровозы типа Л с осевой формулой 1-5-0 строились в СССР с 1945 по 1955 годы. Длина паровоза - 13,796 м. Порожний вес - 93 т. Служебный вес - 103 т. Мощность - 2200 л/с. 04. На фронтоне располагалась, как и на паровозах П36 и ЛВ, красная звезда с барельефными изображениями руководителей СССР - В. И. Ленина и И. В. Сталина. После начала десталинизации, начатой после XX съезда КПСС, центральный элемент с изображениями советских вождей был демонтирован практически со всех паровозов. На этом памятнике тоже видно опустевшее поле в центре звезды. 05. Выпускали паровозы Л три паровозостроительных завода - Коломенский, Ворошиловградский и Брянский. Произведено на них было, соответственно, 1762, 2048 и 389 паровозов Л (всего 4199 штук). 06. В марте 1945 г. Министерство транспортного машиностроения, приняв проект нового паровоза Коломенского завода, поручило заводу построить опытный образец. Завод в это время занимался исключительно ремонтом паровозов и чтобы наладить строительство совершенно нового типа, необходимо было преодолеть большие трудности. Это не могло приостановить выполнение столь важной задачи, и благодаря настойчивости коллектива завода к сентябрю 1945 г. первый опытный образец был построен. 07. Паровоз, получивший вначале серию П-32, был отправлен на опытное кольцо, где был показан министру путей сообщения Л. М. Кагановичу и министру транспортного машиностроения В. М. Малышеву. К этому времени в СССР уже прибыло большое количество паровозов Еа иностранной постройки, и в порядке дискуссии возник вопрос о продолжении строительства их на советских заводах. В итоге было решено провести параллельные испытания паровозов Еа и П-32. 08. Опыты проводились с двумя паровозами П-32: тяговые - с номером 2 и путевые - с номером 1 (в районе станции Тихорецкая Северо-Кавказских ж. д.) и были закончены к марту 1946 г. Путевые испытания показали не совсем удовлетворительную работу передней тележки. Последнее, однако, не могло происходить от ее конструктивных недостатков, так как на паровозе П-32 применена тележка того же типа, что и на паровозах ФД и СО. Дело заключалось в том, что под этот паровоз была подкачена готовая тележка, взятая с паровоза СО и находящаяся в неудовлетворительном состоянии (в особенности ее возвращающее устройство). Диаметр бегунковых колёс - 900 мм. 09. По уравновешиванию паровоза результаты оказались удовлетворительными. Сравнительные тяговые испытания второго паровоза П-32 и Еа оказались весьма благоприятными для первого. Паровоз П-32 оказался и мощнее и экономичнее, чем Еа. Таким образом, вариант принятия для массовой постройки паровоза Еа отпал, и к августу 1946 г. конструкторский отдел завода произвел корректировку рабочих чертежей для серийного производства. Третья колёсная пара, непосредственно соединённая через главный кривошип и ползун с поршнем паровой машины, не имеет гребня-реборды. Движущие колёса паровоза дискового типа, без заливки противовесов свинцом. Диаметр колёс - 1500 мм. 10. Тендер паровоза - четырёхосный, типа П33. Длина тендера - 9,921 мм. Порожний вес - 36 т. Объём водяных баков - 28 м3. Запас топлива - 18 т. 11. Освещение электрическое. Под большим кожухом за левым прожектором паровой мотор-компрессор пневмосистемы. 12. Диаметр цилиндров паровой машины - 650 мм. Ход поршня - 800 мм. Над цилиндром и двумя передними движущими осями расположен баллон для сжатого воздуха - Главный резервуар тормозной системы. Воздух, накачиваемый мотор-компрессором, аккумулировался в этом резервуаре и использовался в приводных механизмах тормозов локомотива и вагонов поезда. Красный треугольник - реверсор паровой машины левого борта - устройство, управляя которым машинист меняет направление вращения колёс паровоза. 13. Централизованная система смазки паровоза Л. Автоматические смазочные устройства обеспечивают непрерывный подвод масла к основным гнёздам (местам) трения, а также позволяют на ходу поезда подавать смазку к неудобно расположенным трущимся деталям, что исключается при ручной смазке. Жидкая смазка подаётся принудительно (под давлением) при помощи пресс-маслёнок — основных приборов централизованной системы смазки. Детали пресс-маслёнки заключены в корпусе, служащем одновременно резервуаром для масла. Внутри корпуса помещены насосы плунжерного типа, приводимые в действие от общего распределительного вала. Каждый насос нагнетает масло только в один маслопровод. Пресс-маслёнка может приводиться в действие и вручную. Эту возможность используют для проверки исправности маслёнки, клапанов, а также для заполнения маслопроводов смазкой после длительной стоянки (чтобы избежать сухого трения в начале движения паровоза). 8-отводная пресс-маслёнка правого борта обслуживает паровую машину. 14. 14-отводная пресс-маслёнка левого борта смазывает движущиеся части (буксы, параллели и цапфы кулисы). Каждая пресс-маслёнка приводится в действие от маятника парораспределительного механизма и работает только при движении паровоза. Колебательное движение маятника через рычаги передаётся храповому механизму пресс-маслёнки. Вращение вала храпового механизма в свою очередь передаётся на распределительный вал, приводящий в движение плунжерные насосы, которые и нагнетают смазку под давлением. Смазка от насосов к трущимся узлам паровоза подаётся по металлическим трубкам называемым маслопроводами. Объём смазки, нагнетаемой каждым насосом в пресс-маслёнке, регулируется в зависимости от норм расхода смазки на 100 км пробега паровоза. Смазка в цилиндры и золотники подаётся непосредственно на их трущиеся поверхности (зеркало). Маслопроводные трубки от маслораспределителей и насосов пресс-маслёнки, идущие в одном направлении, объединяются в пучок, в середине которого помещена трубка, по которой зимой пропускают пар, обогревающий маслопроводы. Из этой трубки пар выходит наружу через свободный её конец, выведенный поверх котла. Координаты: 52°16'9.08"С 104°16'57.45"В