Вертолёт Ми-24 (Воротынск)

В 2015 году в сквере Авиаторов в посёлке Воротынск (Калужская область) установили боевой вертолёт Ми-24. Доступ свободный, трогать и залезать нельзя (высоко). Охраны нет. Состояние памятника - практически новое. Дата съёмки - 15 июня 2019 года. 01. 02. У этого посёлка богатая авиационная история. В Воротынске расположен бывший военный аэродром Орешково. В 1930-е годы здесь был организован учебный аэродром ОСОАВИАХИМ (ныне ДОСААФ). Во время Великой Отечественной на нём базировались бомбардировщики под командованием Героя Советского Союза Валентины Гризодубовой. После Корейской войны в Орешково вывели 324-ю истребительную авиационную дивизию трижды Героя СССР Ивана Кожедуба. Здесь проходили обучение многие известные лётчики и космонавты СССР, например, Светлана Савицкая, самолёт которой мы видели в Вязьме. В самом Воротынске в честь лётчиков аэродрома Орешково есть ещё один памятник - реактивный истребитель МиГ-17. Он находится менее чем в одном километре отсюда. С вертолётами посёлок связывает перевод сюда в 1992 году 336-го отдельного вертолётного полка. До этого он размещался в составе Западной Группы войск в городе Нора. Вертолётчики полка принимали участие в Чеченской войне. Многие из них получили правительственные награды. В конце нулевых годов 336-ой полк был переведён с аэродрома Орешково на аэродном Двоевка под Вязьму и, вместе с 440-м полком, составил основу заново сформированной 378-ой авиабазы. В начале 2015 года в память о вертолётном прошлом Воротынска был построен сквер Авиаторов, где установили боевой вертолёт Ми-24В. Вот как об этом писала местная пресса:
Памятник МИ-24В появился в сквере Авиаторов в Воротынске. На торжественное открытие собрались ветераны 336-ого отдельного вертолетного полка, участники боевых действий, и простые жители. Этот вертолет был выпущен в 1982 году и имеет солидный послужной список. Он участвовал в боевых действиях в Афганистане, Югославии и Цхинвале. Указом Министерства обороны технику передали ветеранской организации. А её члены решили превратить вертолет в памятник и установить его в сквере Авиаторов. Руслан Смоленский, заместитель губернатора Калужской области: «Этот памятник – свидетельство той боли с одной стороны, и любви, которую испытывали все мы к тому времени… подразделению, гордому, великому, которое было дислоцировано здесь. О котором мы все с вами не понаслышке знаем». Церемонию открытия памятника превратили в настоящий праздник. Собравшимся показали свое боевое мастерство члены военного клуба «Витязь», а в небе фигуры высшего пилотажа представил самолет спортивного клуба «Альбатрос Аэро». (Аделя Бакирова, 05.05.2015, http://kaluga.rfn.ru/rnews.html?id=71688)
03. Ми-24 (по классификации НАТО: Hind — «Лань») — советский/российский ударный вертолёт разработки ОКБ М. Л. Миля. Неофициальное название — «Крокодил». 04. Стал первым советским (европейским) и вторым в мире (после AH-1 «Кобра») специализированным боевым вертолётом. Серийный выпуск начался в 1971 году. Имеет множество модификаций, экспортировался во многие страны мира. Активно использовался в годы Афганской войны, в период боевых действий в Чечне, а также во многих региональных конфликтах. На 2018 год является вторым по распространённости ударным вертолётом в мире после AH-64 Apache. 05. Серийно в СССР вертолёты строились на заводе № 168 (Ростовское вертолётное производственное объединение, затем авиастроительная компаниия «Роствертол») и заводе № 116 (авиационный завод «Прогресс» г. Арсеньев). Кстати, возле проходной Роствертола стоит ещё один Ми-24В, который мы видели в 2016 году. 06. Ми-24 построен по классической одновинтовой схеме с пятилопастным трёхшарнирным несущим и трёхлопастным рулевым винтами. Шасси трёхстоечное, убирающееся, с поворотной передней опорой. Одной из главных особенностей вертолёта является крыло площадью 6,75 м2 с отрицательным поперечным V −12°, которое обеспечивает до 30 процентов подъёмной силы, в зависимости от скорости и других факторов. 07. Силовая установка вертолёта состоит из двух авиационных турбовальных двигателей семейства ТВ3-117. Такие двигатели в различных модификациях используются на вертолётах Ми-8, Ми-14, Ми-17, Ми-24, Ми-28, Ми-35, Ка-27, Ка-28, Ка-31, Ка-32, Ка-50, Ка-52 и самолётах Ан-140. 08. Вариант Ми-24В принят на вооружение 29 марта 1976 года. От первоначальной модификации Ми-24А отличался вооружением и расположением экипажа в тандемной кабине с индивидуальной бронировкой. 09. Под крыльями вертолёта подвесное вооружение. Самыми крайними расположены две ракеты 9М114 комплекса Штурм-В в своих транспортно-пусковых контейнерах. Ближе к фюзеляжу висит УБ-32М - блок для 32-х неуправляемых ракет С-5 На корневых узлах подвески находятся блоки Б820-А для 20 НАР С-8. 10. Экипаж размещается тандемно, друг за другом в отдельных кабинах. В передней оператор вооружения, в задней - пилот. 11. Под кабиной оператора находятся станция "Радуга" и пулемёт ЯкБ-12,7. Станция "Радуга" это элемент системы управления высокоточным оружием. Она находится в самом низу "бороды" машины. Её визир закрывается двумя крышками, приводы хоторых хорошо видны. 12. Вид снизу на подвижную, дистанционно-управляемую крупнокалиберную пулемётную установку и электронные системы наведения вооружения. Пулемёт ЯкБ-12,7 (индекс УВ ВВС — 9-А-624, заводской индекс — ТКБ-063) — четырёхствольный авиационный пулемёт с вращающимся блоком стволов. 13. В центральной части вертолёта находится грузо-пассажирский отсек на 8 десантников. Концепция вертолёта предусматривала создание летающей БМП, которая высаживает десант, а потом прикрывает его с воздуха. Реальное боевое применение показало, что более правильным является использование для высадки десанта вертолётов Ми-8, а к Ми-24 (засчёт резерва веса от отутствия десанта) можно подвесить больше вооружения для прикрытия десантирования. Приспособленный к применению на поле боя вертолёт Ми-8 (усиленный внешним бронированием) мы видели в Воронеже. 14. Подвесное вооружение вертолёта включает в себя высокоточные управляемые противотанковые ракеты и блоки неуправляемых реактивных снарядов различного калибра. Так же, на универсальные пилоны могут подвешиваться дополнительные пушки или пулемёты в контейнерах ГУВ, ракеты "воздух-воздух" Р-60 или "Игла-2В", авиационные бомбы, дополнительные топливные баки и многое другое. 15. На внешних узлах подвески этого Ми-24В размещены транспортно-пусковые контейнеры комлекса "Штурм-В". «Штурм-В» — авиационный противотанковый ракетный комплекс. В его составе используются единые средства поражения — ракеты 9М114, 9М114М и 9М114Ф. Ракетный комплекс был принят на вооружение 28 марта 1976 года и стал основным оружием серийных вертолётов Ми-24В. Первоначально на Ми-24 устанавливалось 4 ПТУР, после доработок в 1986 на Ми-24 устанавливалось до 16 ПТУР. 16. Грузовая кабина. 17. Втулка несущего винта. Выхлопная труба турбины. Обычно, эту часть прикрывают специальным ящиком, чтобы убрать яркое тепловое пятно, в которое очень удобно самонаводиться ракетам с ИК-головкой. Образец ящика можно увидеть в Ростове. 18. Основные стойки шасси убираются в специальные ниши фюзеляжа. Однако, места там не много, поэтому для колёс сделаны специальные выступающие обтекатели яйцевидной формы. 19. С левой стороны хвостовой балки небольшое устройство ЭКСР-46. Это пиротехническая сигнальная система опознавания "Свой-Чужой". Она используется, когда радиоопознавание не работает (отказ). Для таких случаев есть регулярно сменяемый цветовой код, в котором используется от одной до четырёх ракет. Ракеты по цветам (красный, зелёный, желтый и белый) заряжаются в электрифицированную кассету ЭКСР-46 и, по команде с пульта 7П622, установленного в кабине пилота, отстреливаются в заранее заданной комбинации по количеству и цвету. Второй такой же пульт есть и у оператора вооружения, на случай ранения или гибели пилота. Так как, перезарядка ЭКСР-46 в полёте невозможна, система устанавливается в двух экземплярах. 20. Десять лет такие машины летали над окрестными полями. Координаты: 54°28'58.36"С 36° 3'16.38"В