Пожарный автомобиль АЦ-30(53А)-106А (Новокузнецк)

Пожарный автомобиль АЦ-30(53А)-106А стоит у здания пожарной части на Пионерском проспекте Новокузнецка. Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охрана есть. Состояние памятника - хорошее. Дата съёмки - 14 сентября 2019 года. Автор фото - Наталья Мельник. 01. 02. Табличка: Памятник пожарному автомобилю в честь 365-годовщины образования Пожарной охраны России. г.Новокузнецк 30 апреля 2014 года 03. Проектирование пожарной автоцистерны на базе автомобиля ГАЗ-53 началось в начале 1960-х в ОКБ №8 (Прилуки). Новая машина должна была заменить предыдущие модели автоцистерн на устаревшем шасси ГАЗ-51 (например, АЦ-20(51) ПМГ-36). Первый экземпляр АЦ-30(53)-106 был собран в 1965 году на Грабовском заводе противопожарного оборудования. После испытаний и устранения выявленных недостатков серийное производство машины началось в 1968 году на заводе в посёлке Варгаши Курганской области под индексом АЦ-30(53А)-106А. Базовым автомобилем был ГАЗ-53А. Производство продолжалось до 1985 года. Такая автоцистерна АЦ-30(53А)-106А и стоит здесь. 04. Параллельно машину пытались модернизировать. Сначала не очень удачной моделью "Б" (1972 год, один экземпляр), а с 1982 году началась постепенная замена на модель "В" Через два года базовое шасси было заменено на ГАЗ-53-12 и машина получила индекс АЦ-30(53-12)-106В. Визуально модель "В" от модели "А" отличается размером бочки позади кабины. У модели "В" она стала выше кабины из-за увеличения объёма води и пенообразователя. 05. Конструктивно, это специальный автомобиль с колёсной формулой 4х2 и шестицилиндровым рядным бензиновым двигателем (объём 4.25 л, мощность 115 л/с). Грузоподъёмность - 4 тонны (ГАЗ-53А). Далее пожарное оборудование модификации "В". Баки: для воды - на 2000 л, для пенообразователя - на 150 л. 06. Пожарный насос: центробежный одноступенчатый консольный ПН-40УВ, подача 30 л/с. Расположен насос в задней части автомобиля за дверцей в центре. Привод насоса от двигателя машины через коробку отбора мощности. Из внешнего источника вода подавалась при помощи 20-ти метровых напорных рукавов, которые размещались в длинных цилиндрических пеналах над бочкой. Напорные рукава различались диаметром (51, 66 и 77 мм) и количеством (6, 3 и 8 штук, соответственно) 07. Боевой расчёт: 5 человек, включая водителя. 08. На крыше машины, между двумя синими "мигалками" установлены два громкоковорителя ГР-1 устройства громкоговорящего ГУ-20М. Любопытно, что "номер" на машине обновили в этом году. 09. Слева и справа ящики для снаряжения, вверху - пеналы напорных рукавов, в центре - насос, под ним приёмный патрубок. 10. Снизу автомобиль выглядит совершенно комплектным. Перед установкой на постамент его восстановили и поставили на ход. Координаты: 53°45'39.36"С 87° 6'16.82"В