Подводная лодка М-261 (Парк Победы, Краснодар)

В экспозиции Краснодарского Парка Победы есть уникальная подводная лодка М-261. Состояние памятника - очень плохое. Дата съёмки - 03 сентября 2017 года. 01. 02. Подводная лодка М-261 относится к проекту А615. Построена она была в 1955 году на заводе "Судомех" (Ленинград, ныне Адмиралтейские верфи). Находилась в строю с 1956 по 1965 год. Затем находилась на консервации. В 1980 году была передана в Краснодарский музей "Оружие Победы", где и служила в качестве экспоната с 1982 года. Некоторое время была на плаву, но потом постепенно вросла в дно, вода ушла и теперь лодка стоит на суше. 03. Проект А615, по которому построена М-261 - это уникальная, но тупиковая ветвь развития советского подводного флота. Для повышения скрытности и автономности было решено сократить количество всплытий для зарядки аккумуляторных батарей. При каждом всплытии у берега врага подводная лодка рискует быть обнаруженой. Без всплытий лодка быстро израсходует заряд батарей и не сможет двигаться. Было много попыток избежать этого. Например, устройство работы дизеля под водой (Шноркель). Но с ним лодка может быть замечена с воздуха по характерному следу "усов" на водной поверхности. Ещё один вариант - заставить дизели работать по закрытому циклу. Поставить на лодке большой баллон с жидким кислородом для питания двигателя. То есть, использовать в подводном положении не электромотор, а дизель (единый двигатель надводного и подводного хода). Именно по такой схеме и была разработана энергетическая установка малых подводных лодок проекта А615. 04. М-261 - это небольшая подводная лодка. Её длина 56.8 м, надводное водоизмещение 405 тонн, а подводное - 503. У лодки три дизельных двигателя и три винта. Вооружение состояло из четырёх 533-мм торпедных аппаратов в носовой части. Запасных торпед не предусматривалось. Зенитно-артиллерийское вооружение состояло из одного спаренного 25-мм автомата 2М-8 - переработанного для подводных лодок варианта установки 2М-3. 05. На запасах жидкого кислорода и одном главном двигателе (900 л.с.) подводная лодка могла двигаться около 100 часов со скоростью 3.5 узла (дальность хода 350 миль). При необходимости могли подключаться два вспомогательных мотора по 700 л.с., которые разгоняли лодку до 15 узлов, но дальность хода катастрофически падала до 56 миль. 06. Боевое значение ПЛ пр.А615 утратили очень быстро. Во-первых, жидкий кислород быстро испарялся и лодки теряли основное преимущество - возможность надолго погружаться под воду. Во-вторых, испарившийся кислород очень сильно повышал уровень пожарной опасности на лодках (было несколько пожаров и взрывов, гибли моряки). В-третьих, работающий дизель издаёт гораздо больше шума, чем электромотор и лодку хорошо и далеко слышно. Практически все лодки пр.А615 были списаны на консервацию и последующую разделку в конце 1960-х годов. 07. Как выглядит подводная часть лодок проекта А615 можно увидеть в Одессе на мемориале "411-батарея". Там на больших бетонных кильблоках стоит ПЛ М-296. Рекомендую отличный обзор этого памятника у - https://swordfish-77.livejournal.com/26137.html. 08. Рубка лодки. Что значит 179 - неизвестно. 09. Зенитный автомат стоял где-то перед рубкой. Но ещё во время боевой службы эффективность 25-мм спарки была признана неудовлетворительной и установку 2М-8 демонтировали и с М-261 и со всех остальных лодок проекта А615. 10. В верхней части рубки были иллюминаторы, за которыми располагался ходовой мостик для управления лодкой в надводном положении. Сейчас иллюминаторы утрачены. Ниже, чёрного цвета, клювик отражателя волн, который уменьшал заливаемость иллюминаторов и рубочного люка. 11. Рубка очень узкая, каплевидной формы (в плане). По правому борту видна дверь. 12. Левый борт рубки. В выступающей вверх части находится шахта перископа. 13. Выдвижной ходовой огонь. 14. Сверху все отсеки пронумерованы наваренными большими цифрами. Скорее всего, это сделано для спасателей и водолазов, чтобы они могли определить у какой части лодки находятся. 15. Состояние подводной лодки М-261 - ужасное. Если издали она ещё более-менее похожа на подводную лодку, то вблизи видно, что время и коррозия проели лёгкий корпус насквозь. Гребные винты тоже пропали. 16. От горизонтальных рулей остался только скелетик. Лодка вся покрыта дырами от ржавчины. 17. В одном месте из лёгкого корпуса вырезан большой квадрат. А под ним сделана большая прорезь в прочном корпусе. 18. Хорошо видны силовые шпангоуты прочного корпуса. А ещё хорошо видно, что лёгкий прогнил полностью. 19. Единственный хорошо сохранившийся элемент лодки - якорь Холла. 20. Хорошо, что лодка сохранилась в принципе, плохо что ей осталось совсем недолго. Координаты: 45° 1'18.57"С 38°57'13.77"В