Тральщик МТ-102 (Туапсе)

В городе Туапсе на улице Морской посреди домов на крутом склоне горы стоит старый морской тральщик типа Я-5. Интересно, что он него до моря по прямой всего 340 метров, но высота памятника над уровнем этого самого моря - 36 метров. Рядом расположена бесплатная парковка. Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет. Состояние памятника - уставшее. Дата съёмки - 14 сентября 2017 года. 01. Все фото кликабельны до 3648х2736. 02. Минный тральщик МТ-102. Спущен на воду в 1944 г. Учавствовал в тралении мин в портах Болгарии, Румынии, Новороссийске и Туапсе. В восстановлении и реконструкции принимали участие группы 059 и 102. 03. Под группами, судя по всему, понимаются студенческие группы расположенного рядом Туапсинского гидрометеорологического техникума. Год реконструкции не указан. 04. Оригинальный тактический или серийный номер корабля неизвестен и заменён (вероятно) на номер учебной группы реконструкторов. Получилось обозначение МТ-102 (Минный тральщик 102). Тральщиков типа Я-5 с таким номером не существовало. Они все имели следующие буквенные индексы (к которым добавлялись номера): КЭМТЩ, РТЩ, Я, МК и КТ. Иногда катера переименовывались и перенумеровывались, но катера с названием МТ-102 среди типа Я-5 никогда не существовало. 05. Катера со стальным корпусом типа Ярославец (Я-5) строились в 1942 - 1945 годах на заводе №345 (п/я №88, ныне Ярославский судостроительный завод). Полное водоизмещение: 23.4 т., длина: 18.71 м., максимальная скорость: 10 узлов. Первоначально они шли в двух вариантах - миномётные катера и тральщики. Миномётные катера несли на корме пулемёт ДШК, а на носу пусковую установку М-8 с двадцатью четырьмя направляющими для 82-мм реактивных снарядов М-8. Выпущено было 35 миномётных катеров Я-5. В варианте Тральщика пулемёт ДШК ставили на носу, а на корме размещали крепление для контактного трала. Тральщиков сделали 33 штуки. В дальнейшем некоторые миномётные катера переделывались в тральщики и наоборот. 06. Стандартным двигателем большинства катеров типа Я-5 был четырёхтактный рядный дизель М-17 мощностью 75 л.с. Некоторые варианты получили другие моторы - бензиновый Chrysler (93 л.с.) или дизельный мотор мощностью 170 л.с. Для запуска дизеля использовался специальный 20-сильный бензиновый "пускач" В-20, а на части катеров аккумуляторный электростартер. 07. Рубка машинного отделение с правой стороны. 08. Ходовая рубка и имитация пулемёта ДШК. 09. Носовая оконечность катера, носовые киповые планки, кнехт (один рог сломан), флагшток и якорные клюзы. 10. Механический якорно-швартовочный горизонтальный шпиль (брашпиль). С его помощью поднимали и опускали якоря, а так же швартовались к берегу. 11. Единственное детально сохранившееся устройство на корабле. 12. Стоящий "на грунте" якорь Холла символизирует вечную стоянку боевого корабля. 13. Привальный брус на уровне главной палубы. 14. Киповая планка - устройство для направления швартовного троса, чтобы при швартовке он не цеплялся за бортовые ограждения (леера) и не тёрся о край борта. 15. Кормовая киповая планка с двумя роульсами (роликами). Через неё выпускали тросы трала. 16. Для своего возраста в 70 с лишним лет и уличных условий хранения, катер МТ-102 сохранился очень хорошо. Координаты: 44° 5'55.63"С 39° 4'1.19"В