Локомобиль Ruston, Proctor and Co. (Друва)

В небольшом городке Друва Салдусского района Латвии, на обочине дороги P108 "Вентспилс - Салдус" стоит старый локомобиль. Рядом расположена бесплатная парковка. Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охрана рядом. Состояние памятника - нормальное. Дата съёмки - 09 июня 2018 года. 01. 02. Это исчезнувший ныне вид сельскохозяйственных машин. Молочная ферма Saldus Druva Передвижной паровой двигатель, предназначенный для привода неподвижных сельскохозяйственных машин (молотилок, веялок, мельниц и т. д.), насосов, электрогенераторов. Некоторые конструкции обладали собственным ходом, другие были буксируемыми. Широко применялись во всех странах мира в период до появления дизельных двигателей для привода малых электрогенераторов и активного развития электрических сетей. В России до 1917г СССР выпускались Людиновским локомобильным заводом, начиная с 1875 года, а к 1913 году? было выпущено 209 локомобилей, общей мощностью 12607 л. с. А также Херсонскими, Бийским и пр машиностроительными заводами. По появлении эффективных дизельных электрогенераторов и сетевого электричества быстро вышли из применения по причине крайне низкого КПД. Низкий КПД локомобилей определялся их техническим несовершенством. Локомобили имели жаротрубно-дымогарный котел паровозного типа. что ограничивало применение пара высоких параметров. Локомобильный котел даже не имел сухопарника, который был непременным атрибутом всех паровозов, так как место где обычно на паровозе устанавливался сухопарник — на локомобиле занято паровой машиной. Поэтому локомобильная паровая машина работала на влажном насыщенном паре, что очень плохо сказывалось на КПД, тем более что мятый пар (отработавший пар) шел на выхлоп. Однако при таком низком КПД в 3-4 % локомобили широко и долго использовались в сельском хозяйстве, так как в качестве топлива могли использовать практически бесплатное топливо, которое собиралось и накапливалось тут же при осуществлении сельхозработ и первичной переработке сельхозпродукции- солома, лузга, костра, стебли подсолнечника и кукурузы и прочее подобное. При нынешней ситуации со значительным удорожанием как электроэнергии, так и жидкого моторного топлива во многих развитых странах мира появляются экономические предпосылки возвращения малых паровых машин в виде локомобилей на различные, и прежде всего сельские производства, где по прежнему много не используемых горючих отходов. Применение пара высоких параметров, конденсаторов, пароперегревателей, горячего дутья в топку и пр технических мероприятий при современном уровне развития техники позволит достигнуть КПД малой паровой машины в 15-20 %. Это вполне реальные показатели, учитывая что в «большой энергетике» с паровыми котлами и паровыми турбинами, работающими на сверхкритических параметрах пара, КПД силовых установок конденсационных электростанций составляет 30-35 %. In 1865 Ruston became the sole proprietor and in 1899 the firm became a limited company with a workforce of over 1000. Noting that its workmanship "leaves nothing to be desired," The Engineer wrote in 1889 that the company had "perhaps done more in locomotive work than any other firm in what is known as the agricultural engineering trade." In 1918 it merged with the established Richard Hornsby & Sons company from Grantham, Lincolnshire to become Ruston and Hornsby. 03. Подобные устройства массово распространились со второй половины XIX-го века и до начала XX-го. Они применялись для привода различных сельскохозяйственных машин - косилок, молотилок, мельниц. 04. Локомобиль - это паровая машина на колёсах. Для работы требует только воду, немного масла и много топлива (дрова, солома, уголь и т.п., хоть коровьи лепёшки) 05. В задней части локомобиля находится топка, в центральной - водяной котёл (жаротрубный), в передней - складная труба. Сверху на котле закреплена одноцилиндровая паровая машина с автоматическим регулятором оборотов. Машина вращает большое колесо, к которому широким ремнём подсоединялся требующий привода механизм. 06. В наше время подобная схема реализуется, либо при помощи трактора через встроенный в него функционал отбора мощности, либо бензо/дизельным генератором и электромотором на сельскохозяйственном механизме. Собственно, появление легких и недорогих дизелей и тракторов убило паровики во второй четверти XX-го века. 07. Этот локомобиль построен английской компанией Ruston, Proctor & Co LTD. Такая компания существовала в городе Lincoln. Название Ruston, Proctor & Co LTD у неё было между двумя реорганизациями с 1857 по 1918 годы. Точная датировка производства этой машины мне не далась. На основе косвенных данных, она выпущена в начале XX-го века, примерно в 1911 году. 08. Над котлом размещена паровая машина с органами управления. 09. Загадочное устройство, похожее на точку отбора пара из котла. 10. Водомерное стекло. Судя по надписи "Водяная лiния", исполненной в дореволюционном стиле, можно обоснованно предположить, что этому агрегату более ста лет. 11. Автоматический регулятор оборотов. Два увесистых шарика на рычагах, вращались синхронно с валом маховика. При низких оборотах шарики висели вниз, а при высоких - поднимались центробежной силой. При этом рычаги шариков поворачивались в шарнире и давили на клапан, сбрасывающий давление в магистрали. Сброс давления уменьшал обороты, шарики опускались, клапан закрывался, давление в магистрали опять росло, машина снова разгонялась. При правильной настройке регулятора оборотов, через несколько таких циклов обороты машины стабилизировались на заданной величине. 12. Манометр и рукоятка управления машиной. 13. Судя по КГС/СМ2 - манометр более позднего советского производства. В Англии до сих пор применяется имперская система в фунтах на квадратный дюйм. То есть, машина явно использовалась очень долго. А с учётом того, что приборы с русскоязычными надписями в Латвии появились только после Великой Отечественной, можно подозревать, что этот локомобиль работал по назначению и в середине XX-го века. 14. Передняя ось поворотная. Чтобы её не вывернули при резком рывке, ось поворота в нижней части имеет тяговое соединение с топкой. 15. На ступицах передних колёс надпись Ruston - Lincoln - England. 16. А на задних: Ruston, Proctor & Co LTD - Lincoln. 17. Локомобиль стоит перед проходной молочнотоварной фермы Saldus Druva SIA Возможно, что он работал в колхозе-предшественнике этой компании. Координаты: 56°41'34.02"С 22°26'48.58"В