Авиационный музей (Рига)

Рядом с терминалом Рижского международного аэропорта (RIX) есть небольшой авиационный музей. Если стать спиной к выходу из аэропорта, а лицом к автостоянке, то музей будет примерно в трёхстах метрах налево по тротуару. Вход в музей платный - 5 Euro. Только наличные. Открывает ворота музея и показывает что к чему лично создатель и многолетний директор музея - Виктор Петрович Талпа. Дата съёмки - 12 июня 2018 года. 01. 02. История музея началась в 1965 году, когда был организован Клуб Юных Лётчиков имени Ф.А.Цандера. Клуб Юных Лётчиков давал начальные знания молодым ребятам-курсантам, которые с восьмого класса получали профессиональное образование в сфере авиации. Курсанты слушали теоретические авиационные дисциплины, изучали деятельность авиапредприятия (в том числе на практике), прыгали с парашютом, учились "летать" на тренажёрах Ан-2, Ту-134, Ту-154. Успешно закончившим программу обучения выпускникам выдавалось свидетельство установленного образца и присваивалась квалификация "Моторист 2-го разряда по эксплуатации самолёта Ан-2". Клуб имел очень высокую репутацию в авиационной среде, давал качественное образование, которое сильно помогало выпускникам при поступлении в авиационные Училища. Не удивительно, что на зачисление в Клуб был конкурс соискателей. В 1987 году в седьмом номере киножурнала "На воздушных трассах" вышел сюжет про К.Ю.Л. им. Ф.А.Цандера. (смотреть на net-film.ru с отметки 7:20) К моменту распада СССР и получения Латвией независимости, Клуб имел три филиала (Рига, Лиепая, Вентспилс) и имел обширную материальную часть в виде переданных Министерством обороны СССР и Латвийским УГА различных списанных самолётов, машин, аэродромного оборудования и тренажёров. В 1990-е годы финансирование деятельности клуба новым государством прекратилось. Площади занятые Клубом и его техникой понадобились для других целей. К счастью, руководство Рижского аэропорта помогло спасти коллекцию, выделив небольшой участок на территории лётного поля под музей. Переезд экспонатов на новое место происходил в 1998-1999 годах. С тех пор Клуб стал Музеем и его директор всегда рад гостям. Виктор Петрович Талпа. Фото с сайта Рижского музея авиации. 03. В нынешнюю экспозицию Рижского музея авиации входят сотни экспонатов. Несколько десятков реактивных самолётов, от простых учебных L-29 и МиГ-15УТИ до сверхзвуковых разведчиков МиГ-25Р. 04. Большая авиация представлена сверхзвуковым Ту-22М1 (опытный, не серийный самолёт) и Аэрофлотовским Ту-134, который попал сюда своим ходом с очень любопытной историей. Летом 2018 эти два самолёта стояли рядом с территорией музея и были хорошо видны с дорожки. На спутниковых снимках 2019 года обе машины по каким-то причинам (ремонт лётного поля?) отбуксированы к лесополосе на противоположной стороне аэродрома (прямо по кадру) и, наверняка, толком не видны. С 2005 по 2010 год здесь так же стоял Ту-154Б-2 (СССР-85515, затем YL-LAB), но потом хозяин самолёта продал его на металлолом. 05. Самолёты гражданской авиации размером поменьше стоят на территории музея. Пассажирские, сельскохозяйственные, планеры. Целая линейка вертолётов Миля (Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-24А) и Ка-26. 06. В музее есть несколько автомобилей. Обычные легковые, типа этого ЗАЗ-968М и разнообразные аэродромные специальные. В том числе РЛС РСП-7Т, машины для чистки полосы (механические и ветродуйные - струёй реактивного двигателя ВК-1), для антиобледенительной обработки самолётов и ещё много других. В экспозиции есть огромный пожарный автомобиль АА-60 на базе МАЗ-7310. Несколько аэродромных трапов, тележек и другой техники. 07. Большой набор реактивных двигателей. Если не ошибаюсь, то самый большой - это один из боковых от Ту-154. Про остальные - буду рад если подскажут знающие люди :) 08. Несколькими группами в музее расположено авиационное вооружение. 09. Например, эта уникальная коллекция пусковых для НУРСов разного типа и калибра. 10. Или эти два устройства. Дальнее подвесной топливный бак, а ближнее похоже на ракету (хотя может быть и чем-то ещё). Чуть подальше стоят ракета комплекса С-75 и морская(!) мина КСМ. 11. Огромное количество разноцветных аэродромных огней. 12. У музея есть небольшой павильон в котором расположена экспозиция авиационных артефактов. Приборы, схемы другое имущество. 13. Тренажёр Ил-76(?). 14. "Черный" ящик (аварийный самописец) оранжевого цвета. 15. Большая коллекция авиамоделей и наград 16. Несколько десятков экспонатов. 17. А для тех кто вдохновился осмотром и захотел почувствовать как это - лететь над землёй на крылатых машинах, у планера Blanik на выходе из музея стоит небольшая табличка с предложением получить пилотскую лицензию от одной эстонской авиашколы. Небольшой сюжет местной телекомпании о Рижском авиационном музее. Про этот музей я ещё не раз напишу истории по отдельным классам и типам :) Координаты: 56°55'30.45"С 23°58'50.29"В