122-мм гаубица 1910/30 года (Ленино)

122-мм гаубица образца 1910/30 годов из коллекции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея. Дата съёмки - 18 марта 2020 года. 01. 02. Советские инженеры межвоенного периода не только придумывали совершенно новые образцы вооружений, как то самолёты, танки, автомобили, тягачи и т.п. Но и внимательно отнеслись к наследию царского периода. Успешные и технологически пригодные к производству образцы модернизировались и продолжали состоять на вооружении Красной Армии. Одним из таких образцов стала 122-мм гаубица образца 1910 года. 03. Разработанная французской компанией "Шнейдер" она была прията на вооружение царской армии в 1910 году. Орудие хорошо зарекомендовало себя в боях первой мировой и в большом количестве досталось молодой Советской республике. В 1930 году было принято решение о модернизации гаубицы и возобновлении её производства. Перед нами как раз один из образцов, выпущенный в 1931 году под номером 1510. У него удлинённая камора (увеличение на один калибр было одним из элементов модернизации). Вес ствола с замком - 423 кг, а без замка - 393 кг. 04. Удивительно, но затвор разработанный французами ещё в начале века использовался не только в оригинальных и модернизированных гаубицах образца 1910/1930 годов, но и в орудии, которое должно было заменить их. Знаменитая 122-мм гаубица образца 1938 года (М-30) имела точно такой же поршневой затвор, вплоть до взаимозаменяемости. Таким образом, эта деталь уже 110 лет используется в артиллерии (множество М-30 и в наши дни состоят на вооружении десятков стран мира). 05. Конструкция гаубицы соответствует уровню начала ХХ-го века. Орудие имеет однобрусный лафет, что делает его проще, но препятствует быстрому переносу огня на фланги. Это не считалось проблемой в момент принятия на вооружение, поскольку темп передвижения целей был невысок, танки и автомобили отсутствовали как класс. Однако, уже в середине 1930-х годов стало очевидно, что данная концепция устарела. Это и стало одной из причин проведения конкурса на новую гаубицу, который выиграла М-30 со своим лафетом с раздвижными станинами. Что не помешало 122-мм гаубице образца 1910/1930 годов стать самой массовой 122-мм гаубицей Красной Армии в первые годы войны. В том числе и этому конкретному орудию. На правом верхнем углу щитового прикрытия явно видны многочисленные следы повреждения осколками вражеских снарядов. 06. Ещё одна неочевидная в начале прошлого века проблема - отсутствие подрессоривания колёсного хода. Лошади тянут пушку не особо быстро, поэтому в рессорах, пружинах и аммортизаторах потребности не было. Даже колёса до 1936 года были деревянными. Изменившийся мир потребовал больших скоростей буксировки. Немного прироста скорости дали металлические колёса с грузошиной (как здесь). Макимальная скорость буксировки на деревянных колёсах - 6 км/ч. На металлических - 12 км/ч. 07. Интересные особенности по наведению на цель. Вертикальные углы: от -3° до +44.5°. При этом из орудия запрещали стрелять полным зарядом на углах менее 20°. От этого оно переворачивалось. С горизонтальной наводкой было всё и вовсе печально. От крайнего левого положения до крайнего правого всего 4.71°. Быстро перемещающиеся по фронту цели - не для этого орудия. 08. Обратите внимание на конструкцию орудийного щита. Он состоит из двух частей. Внешняя неподвижно закреплена на станке. Внутренняя же закреплена на люльке орудия и перемещается по горизонтали вместе с ней. Размеры внутренней части щита больше чем отверстие во внешней и открытых щелей при наведении не образуется. Координаты: 55°52'52.54"С 37° 3'8.42"В