Гаубица Б-4 (Ленино)

203-мм гаубица образца 1931 года (Б-4) из коллекции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея. Дата съёмки - 18 марта 2020 года. 01. 02. Гаубица Б-4 является одним из самых мощных серийнх орудий, стоявших на вооружении Красной Армии в период Второй Мировой Войны. 03. Первоначальной целью создания орудия было обеспечение армии средствами разрушения долговременной обороны противника. Стрельба предполагалась, как с закрытых позиций, так и допускалась работа прямой наводкой. Большой диапазон углов возвышения от 0° до 60°, а так же использование зарядов переменной мощности (12 ступеней) позволяло поражать цели, как на большом удалении (до 17.8 км) так и укрытые глубоко в складках местности. 04. Разработка орудия началась в 1926 году. Руководили работами по конструированию Ф.Ф.Лендер, а после его смерти в 1927 году, проектировщиков возглавил А.Г. Гаврилов. Проект был закончен в январе 1928 года. На испытания первый опытный образец был представлен в начале 1931 года. 10 июня 1931 года новое орудие было принято на вооружение под обозначением "203-мм гаубица образца 1931 года" и индексом Б-4 (по заводу Большевик). Серийное производство началось в 1932 году и продолжалось до 1942 года. 203-мм гаубица Б-4 входила в единый триплекс с двумя другими орудиями большой мощности - 152-мм пушкой Бр-2 и 280-мм мортирой Бр-5. 05. Гаубица Б-4 выпускалась тремя заводами: №232 "Большевик" (Ленинград, 1932-1939 г.г., 243 шт.), №221 "Баррикады" (Сталинград, 1934, 1938-1942 г.г., 739 шт.), НКЗ (Краматорск, 1940-1941 г.г., 29 шт.). Всего было изготовлено 1011 артиллерийских систем данного типа. 06. Первое боевое применение Б-4 произошло во время Советско-Финской войны 1939-1940 годов. Во время Великой Отечественной гаубицы входили в артиллерию Резерва Верховного Главного Командования и применялись при артподготовке большинства наступлений, а также для уничтожения особо прочных вражеских укреплений и зачистке городов путём сноса домов с находящимися в них хорошо защищёнными огневыми точками. 07. После войны гаубицы Б-4 долгое время стояли на вооружении Советской Армии, получив специальный (ядерный) боеприпас, новую колёсную базу и ряд других усовершенствований. В наши дни несколько десятков гаубиц Б-4 находится на хранении на складах Российской Армии. Часть орудий демилитаризована и передана в музеи. 08. Расчёт гаубицы Б-4 состоит из 15 человек. Скорострельность: один выстрел в две минуты. Время перехода из походного положения в боевое от 45 минут до 2 часов в зависимости от времени года и типа грунта. 09. Заряжание орудия раздельное, картузное. Масса фугасного снаряда Ф-625(Т) - 100 кг. Бетонобойного Г-625(Т) - от 100 до 146 кг. Ядерного боеприпаса 3БВ2 - 150 кг. Пороховой заряд набирается из полного заряда и нужного, для обеспечения заданных параметров траектории снаряда, числа дополнительных пучков. Пороховой заряд имеет 12 ступеней мощности от 15.5 до 3.24 кг. Для снаряжения выстрела используются специальные лотки и крановое оборудование. Для каждого заряжания ствол опускается в горизонтальное положение. 10. Клеймо на орудии говорит нам о том, что серийный номер гаубицы 509, а выпущена она в 1939 году. К концу 1939 года было произведено 529 пушек, поэтому номер и год соответствуют друг другу. Перед нами боевое орудие прошедшее всю войну. 11. Особое внимание у орудий триплекса Б-4/Бр-2/Бр-5 всегда привлекает гусеничный ход лафета. Многие даже считают, что это самоходное орудие. Это не так. Гусеницы здесь нужны, чтобы орудие боевой массой 17700 кг могло перемещаться по грунту, а так же для распределения на большую площадь энергии отдачи при выстреле. После войны часть орудий была модернизирована до версии Б-4М с заменой гусеничного хода на колёсный. 12. В заднем колесе размещается тормозная система, рычаг привод которой хорошо виден. 13. Лафет однобрусный, клёпаной конструкции. В боевом положении в задней части опирается на землю с заглублением в неё клиновидного сошника. В передней части лафет опирается на середину боевой оси к концам которой присоединен гусеничный ход. 14. Клиновидный сошник. Применяется для удержания орудия на месте при выстреле. Рассеивает отдачу в землю. При подготовке позиции для него отрывается специальное углубление, куда его и опускают. 15. Экспозиция Ленино-Снегирёвского музея интересна ещё и тем, что в нём выставлен целый ряд дополнительного артиллерийского оборудования обычно отсутствующего в других музеях. Например, орудия Б-4, Бр-2 и МЛ-20 снабжены тележками передка, а для гаубицы М-30 передок с ящиком и вовсе представлен как отдельный экспонат. Так же, в музее есть орудийная повозка Бр-10, применявшаяся для перевозки стволов Б-4, Бр-2 и Бр-5. 16. Размер грузошины металлического колеса тележки - 1250х200. Максимальная скорость буксировки орудия в представленной комплектации составляла 8 км/ч в сборе. Если разобрать орудие в походное положение, переместив ствол на орудийную повозку Бр-10, то эту повозку можно везти со скоростью до 25 км/ч, а остальной лафет - до 15 км/ч. Послевоенная модернизация, при которой гусеничный ход был заменён колёсным, повысила скорость буксировки Б-4М до 35 км/ч. Координаты: 55°52'52.54"С 37° 3'8.42"В