Танк M4A2(75) Sherman (Ленино)

Американский танк M4A2(75) Sherman из коллекции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея. Дата съёмки - 18 марта 2020 года. 01. 02. M4 «Шерман» (англ. M4 Sherman) — основной американский средний танк периода Второй мировой войны. Широко использовался в американской армии на всех местах боевых действий, а также в больших количествах поставлялся союзникам (в первую очередь Великобритании и СССР) по программе ленд-лиза. После Второй мировой войны «Шерман» состоял на вооружении армий многих стран мира, а также участвовал во множестве послевоенных конфликтов. В армии США M4 состоял на вооружении вплоть до окончания Корейской войны. Название «Шерман» (в честь американского генерала времён Гражданской войны Уильяма Шермана) танк M4 получил в английской армии, после чего это название закрепилось за танком в американской и других армиях. У советских танкистов имел прозвище «эмча» (от М4). 03. Всего с февраля 1942 года по июль 1945 года в США было выпущено 49 234 единицы танков M4 и бронетехники на его базе (+1144 штуки произвели в Канаде). Это наиболее массовый танк американского производства. Можно сравнить с самым массовым советским танком Т-34, который в сумме всех модификаций был выпущен в количестве более 65 тысяч штук. 04. M4A2 — танк со сварным корпусом и силовой установкой из двух дизелей General Motors 6046. Выпускался с апреля 1942 года по май 1945 года фирмами Pullman Standard Car Co, Fisher Tank Arsenal, American Locomotive Co, Baldwin Locomotive Works, Federal Machine & Welder Co. Всего выпущено 11 283 танка, 8053 из них были вооружены пушкой M3, 3230 M4A2(76)W получили новое орудие M1. Ленино-Снегирёвский музей интересен тем, что в нём есть сразу два танка M4A2. Первый - ранняя модель с 75-мм пушкой M3 и подвеской VVSS, а второй (на фото виден правее и впереди) из поздних серий с длинноствольной 76-мм пушкой M1 в башне T23 и подвеской HVSS. Про второй я расскажу завтра :) 05. СССР стал вторым по объёму получателем «Шерманов» после Великобритании. По закону о ленд-лизе в Советский Союз направлено 4102 Шермана: M4A2 — 2005 штук, M4A2(76)W — 2095 штук (в том числе 250 M4A2(76)W HVSS) и M4A4 — 2 единицы (от заказа отказались по причине бензиновых двигателей). Всего в СССР прибыло 3938 Шермана, 164 были потеряны при проводках конвоев в северные порты СССР. Кстати, некоторые из танков, считавшихся потерянными на затонувших кораблях конвоев, были недавно найдены, восстановлены и выставлены в музеях. Например, в Туле стоит M4A2(76)W VVSS, поднятый с транспорта Томас Дональдсон в 2018 году. Я про него недавно писал. 06. Этот танк определённо был поставлен в СССР во время Великой Отечественной. На правом борту заметны вмятины неизвестного происхождения. На сайте Surviving Panzers про него написано: Lend-lease Sherman tank, most probably built by Pullman Standard. The origin of the blows that can be seen on the sides is yet unknown. The M4A2 at Poklonnaya Gora, Moscow, has similar blows on the other side of the hull В профиле этой машины на Preserved Tanks написано, что её регистрационный номер - 3038978, а произведён танк она на заводе General Motors - Fisher Body Division, Grand Blanc, Genesee County, Michigan, USA. 07. Камрад подсказал мне некоторые подробности: 1. Этот танк точно не Fisher, т.к. нет характерных для фишера заводских номеров на бронировке трансмиссии и кормовых буксирных проушинах. Создатели сайта "шерман в деталях" Джо и Пьер-Оливер склоняются во мнении, что это именно Pullman. Хотя я смог найти для них только номер корпуса снаружи танка. Заводской номер изнутри на борту у места мехвода я считать не смог. 2. Нет данных, что этот Шерман участвовал в боях. Он поступил в музей с Нахабинского инженерного полигона (так же, как и Шерман, который сейчас на Поклонной горе) и вмятины на бортах могут быть следствием его полигонной жизни. 3. Регистрационный номер - USA 3038978 , был нанесен на танк уже в снегиревском музее, поскольку на фотографиях, сделанных после вывоза танка и полигона, этот номер не просматривается. Поэтому, не исключена возможность, что номер нанесли либо "от балды", либо просто по какой-то фотографии. Особенно, если знать, что в музее искренне думают, что это танк - М4А4 :), один из двух, попавших в СССР для испытаний :) 08. Носовая часть танка сделана в виде единой литой детали, прикрывающей трансмиссию (M4 имеет передние ведущие звёздочки). 09. Здесь был пулемёт. Обратите внимание на выступающие над верхней лобовой деталью рубки механика-водителя и стрелка-радиста (ассистента водителя). Очень спорное решение, сильно ослабляющее защиту танка спереди. В поздних производственных сериях от этих выступов отказались и бронелист стал ровным. 10. Большие крюки для подъёма танка при погрузке на корабли. Построенные в Америке машины изначально предназначались для боёв либо в Европе, либо в битве за Тихий океан. В любом случае, без этапа перевозки морем не обойтись. 11. Круглая деталь похожа на вентилятор боевого отделения. 12. Башня танка литая, цилиндрической формы. Диаметр погона - 1750 мм. Пушка M3 имеет калибр 75-мм и длину ствола 37.5 калибров, в связи с чем имеет индекс 75 mm M3 L/37,5. 13. Пушка M3 имела характеристики близкие к пушке Ф-34 советского танка Т-34. Кстати, танки M4 и Т-34 были одноклассниками по вооружению, защите и подвижности и решали одни и те же задачи на поле боя. 14. Кормовая ниша башни. В ней размещалась радиостанция. Танки M4 оснащались несколькими видами радиостанций, в том числе полноценными, работающими на приём и передачу, но были и простые приёмники без возможности передачи. Цилиндрический выступ в левом верхнем углу - основание антенны. Штырь справа - походное крепление 12.7-мм пулемёта Browning M2. 15. Крыша моторного отделения. Выглядит не родной. Нет выступа горловины радиатора, разнообразных решёток крышек и т.п. Особенно это заметно, если пройти для сравнения 30 метров до второго M4 этого музея у которого все указанные детали есть. 16. Интересная фактура поверхности у этой детали. Почему и зачем тут круги? Я находил на форуме scalemodels.ru такое мнение: Это следы рихтовки листа на гидромолоте. Вероятно, не было под руками ровного листа - взяли гнутый и правили его. Учитывая толщину, даже кувалдой вручную не выправить - вот и правили на молоте. Углубления - для усиления эффекта правки. Если бить гнутый металл плоскостью (да не простое железо, а бронесталь), эффекта будет мало, так как металл пружинит. В этом случае используют пуансоны для усиления ударного эффекта. Аналогично поступают, когда плоская деталь после вырубки и штамповки имеет корытообразную форму. Для придания совершенно плоской формы её правят на рихтовочном штампе, представляющем собой пакет пуансонов с коническими, сферическими или квадратными рабочими концами. Пуансоны закреплены так, что их концы образуют своего рода плоскость из продольных и поперечных рядов пуансонов. Ими ударяют (прессом) по заготовке. На её поверхности остаётся отпечаток концов пуансонов в виде "сетки", узлы которой и есть следы пуансонов. В результате имеем плоскую деталь. Так возможна обработка обычной стали толщиной до 8 - 10 мм (не помню точно). Если посмотреть на какие-нибудь старые железяки в гараже или в мастерской - можно увидеть такие наверняка: на них много мелких - мелких углублений, выстроенных в ряды. Хотя мне кажется странным, что под петлёй отпечатков нет - значит эти вмятины появились уже на собранном танке. 17. Ходовая часть слева повреждена. Недостающий фрагмент гусеницы лежит на земле перед танком. 18. Первая версия подвески танков M4. Узел парной блокированной подвески VVSS (Vertical Volute Spring Suspension) с вертикально расположенными буферными пружинами. Двухколёсная тележка с продольно расположенными колёсами. У поздних серий M4 была заменена на HVSS - четырёхколёсную тележку с продольно расположенными парами колёс и горизонтальным пружинным блоком. Как раз такая у второго M4 этого музея. 19. Ведущее колесо. Обратите внимание на разорванный опорный каток в правом нижнем углу кадра. 20. Внутренний мир M4A2(75) через амбразуру курсового пулемёта. 21. Литьевые номера в ассортименте.
В следующем рассказе посмотрим на соседнюю, более совершенную модель Шермана - M4A2(76)W HVSS. Координаты: 55°52'52.54"С 37° 3'8.42"В