Многоцелевые транспортёры (Ленино)

Два многоцелевых транспортёра-тягача лёгкого бронирования из коллекции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея. Дата съёмки - 18 марта 2020 года. 01. 02. МТ-ЛБ (многоцелевой транспортёр-тягач лёгкий бронированный, «Объект 6») — советская боевая машина, многоцелевой плавающий бронетранспортёр (БТР). В эксплуатации с 1964 года и до сих пор. 03. На верхней передней детали бронекорпуса стоит номер 110058192. Окончание не читается. 04. МТ-ЛБ был разработан в Харькове, как функциональный наследник лёгкого артиллерийского тягача АТ-Л. Для соответствия "противоатомной" концепции новой машине требовался закрытый корпус. Для работы на передовой он должен был быть бронированным. Кроме того, увеличившаяся масса буксируемых орудий потребовала большей мощности и тяги. А для общей мобильности - машина должна была самостоятельно плавать. 05. МТ-ЛБ оказался очень удачным образцом, который, помимо основного функционала транспортёра-тягача, использовался как шасси для различных специальных машин. Например, в Туле у Музея Оружия я видел РЛС СНАР-10 "Леопард", а в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга машину 9П149 "Штурм-С" на базе МТ-ЛБ. 06. Но настоящим развитием идеи бронированного шасси-носителя на платформе МТ-ЛБ стал транспортёр МТ-ЛБу (Объект 10). Перекомпонованный МТ-ЛБ, у которого была увеличена высота бронекорпуса, засчёт чего трансмиссия переехала под пол отделения управления. Длину корпуса так же увеличили на 810 мм При этом у машины добавился ещё один опорный каток. В результате получился объёмный бронированный вездеходный плавающий "вагон". 07. На верхней детали этого МТ-ЛБу нашёлся номер 12846 19. 08. На базе МТ-ЛБу было построено несколько десятков различных специальных машин. Командно-штабные, машины управления, машины связи, РЭП, РЛС и т.п. Мне встречались РЛС АРК-1 "Рысь" в Туле и РЭП Р-330П "Пирамида" в Краснодаре. 09. Хорошо видно, что внутренний объём машины разделён на три функциональные части. Впереди отделение управления с люками и приборами наблюдения. В центре - моторный отсек, выхлопная система которого выведена на крышу. 10. А в задней части машины - аппаратный отсек. Именно здесь находилась полезная нагрузка. Башня отсутствует, проём погона открыт. 11. Судя по расположению люков, предполагавшейся башне и большому ящику для стояночного генератора на задней стенке - это одна из машин комплекса средств автоматизации управления огнём (КСАУО) 1В12 «Машина-C». 12. Существует несколько десятков вариантов подобных комплексов для командиров батареи, старших офицеров и начальников штабов дивизионов самоходных орудий и миномётов 2С1, 2С3, 2С4, 2С5, 2С7 и других. Машины старших офицеров имеют индекс 1В13(+ модификации), командиров батареи - 1В14, командиров дивизиона - 1В15, КШМ дивизиона - 1В16. Впрочем, этот конкретный транспортёр мог быть и совсем другой машиной. МТ-ЛБушка настолько ободрана, что сложно понять, чем она раньше была. 13. Оборудование, находившееся в машине полностью утрачено. Остались только элементы, которые сложно отвернуть или оторвать. 14. А что нельзя оторвать, то можно разбить. Координаты: 55°52'52.54"С 37° 3'8.42"В