Panzerkampfwagen VI Ausf.E "Tiger" (Ленино)

Немецкий тяжелый танк "Тигр" из коллекции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея. Дата съёмки - 18 марта 2020 года. 01. 02. Panzerkampfwagen VI Ausf. E, «Тигр» — немецкий тяжёлый танк времён Второй мировой войны, прототипом которого являлся танк VK4501 (H), разработанный в 1942 году фирмой «Хеншель». Боевая масса: 57 тонн. Вооружение: 88-мм танковая пушка 8,8 cm KwK 36 L/56 (8,8 cm Kampfwagenkanone 36 L/56) и 2 или 3 7.92-мм пулемёта MG34 (Maschinengewehr 34). Годы производства: 1942-1944. Количество выпущенных: 1355 штук. Тигр являлся самым защищённым и мощным серийным танком танком на фронтах Второй Мировой войны в 1942-1943 годах. 03. К 2020 году известно о шести сохранившихся оригинальных танках Pz.Kpfw.VI Tiger. Четыре из них находятся в музеях под крышей: Bovington Tank Museum (UK), Musée des Blindés (Saumur, FR), Парк Патриот (Москва, РФ), U.S. Army Armor & Cavalry Collection (Fort Benning, GA, US). А ещё два стоят на улице: один - памятником в Вимутье (Vimoutiers, FR), а второй (этот) в Ленино-Снегирёвском музее. 04. Группу из нескольких уникальных танков в 1973 году обнаружил в подмосковном болоте на окраине заброшенного полигона в Нахабино поисковик Юрий Никитин. Всего было найдено три танка Тигр и два танка Шерман. Когда перед военными был поднят вопрос о передаче этих танков в музей по неясным причинам один из Тигров был полностью уничтожен. Остальные четыре танка удалось вывезти. Три из них попали в Ленино-Снегирёвский музей (два Шермана и этот Тигр). Танку восстановили отрезанную пушку, закрыли металлическими листами отверстия от утраченных люков и панелей моторного отсека. В таком виде он ржавел на площадке музея до апреля 2001 года, когда его по просьбе саратовского губернатора Аяцкова "на пару месяцев" увезли в Саратов на выставку военной техники. Вернуть танк в Ленино-Снегирёвский музей удалось только через три года, причём за него пришлось судиться, поскольку саратовский губернатор очень хотел оставить танк в своём городе.
05. Второй найденный на Нахабинском полигоне Тигр был в очень печальном состоянии и состоял из отдельных кусков. Его вывезли в Северную столицу, потом он попал в частную коллекцию в Европе, где его внешний вид был восстановлен, в 2013-2016 годах выставлялся в музее Deutsches Panzermuseum (Munster, DE), а затем был перепродан в США где и находится сейчас (предположительно в частной коллекции).
06. На Тигре мне удалось найти два серийных номера. Номер на башне: 251106 amp В справочниках этот номер относят к поздним производственным сериям. Черновая сборка башни из листов проката сваркой была сделана на заводе Dortmund-Hoerder Huttenverein. Чистовая - Wegmann & Co. 07. Номер на корпусе: 251288 amp Полностью танк был собран на заводе Henschel und Sohn в первой половине 1944 года. Поздние серийные номера говорят нам о том, что все те легенды, которыми окружена эта машина, не имеют под собой абсолютно никакого основания. Этот Тигр не мог быть тем самым, который захватили первым под Мгой в сентябре 1942, о чём с восторгом пишет большая часть авторов. Так же он не был участником Курской битвы, как хотелось бы некоторым "историкам". Не противостоял он Красной Армии на Украине и в Белорусии. Его история гораздо прозаичнее. 08. После изготовления этот Тигр был передан в 510 Тяжелый Танковый Батальон (510 schwere Panzer Abteilung), формирование которого началось 6 июня 1944 года. 26 июля 1944 года, в числе 45 Тигров 510 ТТБ, эта машина прибыла в Каунас. Дальнейший её путь достоверно неизвестен. Возможно, её подбили в боях при попытках Красной Армии ликвидировать Курляндский котёл, а возможно она оказалась среди 13 последних Тигров батальона, которые были брошены в Латвии при эвакуации личного состава батальона в марте 1945 года. В любом случае, после войны танк отправили в качестве мишени на Нахабинский полигон. Где его расстреливали из новых видов вооружений, а затем, когда уровень защиты танков Тигр окончательно перестал интересовать военных, оттащили на край полигона на импровизированную свалку. Там его и нашли поисковики в 1973 году. Сейчас на этот Тигр снова нанесен логотип того самого s PzAbt 510 в составе которого он воевал с Красной Армией. То есть, первоначальное происхождение машины не является загадкой для сотрудников музея. 09. Носовая часть танка Тигр. Большая часть корпуса танков этого типа представляет собой вертикальные и горизонтальные бронелисты. Только верхние и нижняя лобовые детали отклоняются от этого правила. Передняя лобовая деталь с проёмами для пулемёта и прибора наблюдения водителя имеет толщину 100 мм и наклон 10 ° к вертикали. Верхняя лобовая деталь имеет наклон 80 ° и толщину 63 мм. А нижняя деталь толщиной 100 мм наклонена к вертикали на 24 °. Для сравнения, лобовая броня Т-34 имеет толщину 45 мм и наклон верхней детали 50 ° (60 ° у Т-34-85). В носовой части корпуса расположены трансмиссия и тормоза. 10. Бронировка курсового пулемёта. Правее него видны остатки кронштейна центральной фары. Это ещё один признак поздних серий танка Тигр. 11. Прибор наблюдения водителя. Ко времени разработки Тигра конструкторы не видели ничего предосудительного в создании уязвимых мест в лобовой детали. Таких как люки, смотровые щели или подвижные курсовые пулемёты. Стоит отметить, что после обобщения опыта Второй Мировой войны подобные решения в танкостроении перестали применяться почти повсеместно. Уже на Т-44 и поздних ИС-2 верхняя лобовая деталь советских танков перестала нести люки, а на следующих моделях лишилась и щелей и отверстий любого вида. Номер корпуса на этом танке Тигр выбит перед нижней деталью бронировки прибора наблюдения водителя. 12. Кормовая часть Тигра. Большая часть верхних листов, крышек и решёток утрачена. Однако, двигатель был на месте. 13. Бронировки выхлопа + частичный автопортрет. 14. Вентиляционная решётка правого радиатора двигателя. Обратите внимание на бронекольцо, прикрывающее зазор между вращающейся башней и корпусом танка. Его добавили в поздних производственных сериях для исключения заклинивания башни попавшими в стык осколками или снарядами. 15. Подвижная маска пушки. Справа от пушки (слева на снимке) глубокое отверстие для установки спаренного пулемёта KwMG34. Симметрично амбразуре пулемёта относительно пушки видно повреждённое отверстие для монокулярного прицела TZF-9c. Такие прицелы ставились с апреля 1944 года, что позволяет дополнительно сузить датировку выпуска этой машины до апреля-июня 1944 года. Остальные отверстия на маске пушки - это пробития. Интересно, что вокруг пробитий есть хорошо различимые кольца. У меня есть предположение, что это отпечаток подкалиберного снаряда с неотделяемым поддоном (катушечной формы). Но это не точно. 16. Бронирование переменной тощины от 90 мм по краям и до 200 мм в районе пушки. Вертикальная лобовая деталь башни имеет толщину 100 мм. Танк Тигр в лобовой проекции не пробивался большинством танковых и противотанковых орудий 1942-начала 1943 годов. 17. Крыша башни. Номер башни выбит на переднем верхнем листе и виден в центре правой нижней четверти кадра. Крыша башни позднего типа с пятью отверстиями для люков и устройств. Слева направо: фиксированный перископический прибор заряжающего (прикрыт П-образной скобой), прямоугольный люк заряжающего, отверстие для Nahverteidigungwaffe (мортирка для стрельбы дымовыми и осколочными гранатами на малые дальности), вентилятор боевого отделения, командирская башенка. 18. Вертикальное бронирование башни состоит из двух деталей - плоской передней (за маской пушки) и большой цельной деталb сложной формы, формирующей плоские борта и корму округлой формы. Толщина большой детали - 82-мм. В правой кормовой части башни сделан круглый люк. Через него могла производиться эвакуация экипажа или, например, погрузка боеприпасов. 19. Командирская башенка. 20. Удивительно, но на Тиграх только у командира был обзор во все стороны. Все другие члены экипажа могли смотреть вперёд, а наводчик и заряжающий имели по одному смотровому прибору в бортах башни. 21. Вентилятор боевого отделения с бронированным колпаком с горизонтальными щелями для забора воздуха. На ранних версиях башни стоял позади люка заряжающего. 22. В центре прямоугольное отверстие люка заряжающего (люк утрачен, отверстие заварено). Вперёд от люка - фиксированное перископическое устройство, закрытое от повреждений П-образной бронировкой. Ближе к корме башни отверстие гранатомёта ближнего действия Nahverteidigungwaffe. 23. Правый передний угол башни. Хорошо видно 100-мм толщину передней детали. 24. Орудие 8,8 cm KwK 36 L/56, в начале боевой карьеры Тигра пробивавшее любой танк в любую проекцию, у этой машины было утрачено ещё в полигонные времена. При установке танка в музейную экспозицию, вместо настоящего орудия приварили железную трубу с имитацией двухкамерного дульного тормоза. Издали похоже. 25. Со всех сторон на Тигре есть пробития. У меня нет информации о боевых повреждениях этого танка. Вероятнее всего, все эти следы появились в ходе обстрелов на полигоне. 26. Интересно, чем сделана эта возможность заглянуть во внутренний мир Pz.Kpfw.VI Ausf.E Tiger I непосредственно через 100-мм переднюю деталь? 27. Теперь о грустном. Одним из самых неудачных и проблемных элементов танков Тигр стала ходовая часть конструкции Генриха Книпкампа. Безусловно, шахматное расположение такого количества больших опорных катков давало очень плавное движение по пересечённой местности и снижало давление на грунт, что для 57-тонной машины совсем не лишне. Но обслуживание подобной схемы, особенно устранение поломок и повреждений в полевых условиях, было очень большой проблемой. 28. На каждом борту тигра было восемь групп опорных катков (для сравнения, у Т-34 их было пять, у ИС-2 - шесть, у Т-10 - семь). Для того чтобы разместить их вдоль танка было применено разнесение катков по ширине балансиров (то самое шахматное расположение). То есть, опорные катки соседних групп перекрывали друг друга. Не забываем, что на каждом балансире в транспортном положении было два катка, а в боевом - три. Танк Тигр в боевом положении комплектовался широкими гусеницами, но в таком случае не вписывался в железнодорожный габарит. Поэтому для него придумали специальную кофигурацию для перевозки - снимали внешние (пятый и шестой) ряды опорных катков и ставили другие, более узкие гусеницы. Танк в Ленино-Снегирёвском музее стоит в четырёхрядной конфигурации опорных катков. Опорные катки, естественно, позднего типа с внутренней амортизацией без резиновых бандажей. 29. На левом борту этого Тигра полностью отсуствует пятый балансир, что окрывает взгляду внутренние катки. Теперь представьте себе замену в полевых условиях внутреннего катка шестого балансира в боевой конфигурации ходовой части. Для того, чтобы добраться до этой "тарелочки" нужно снять внешние катки третьего, пятого и седьмого балансиров. Затем, снять спаренные вместе внешний и средний катки четвёртой, шестой и восьмой группы. После этого, снимаются центральные и внутренние тарелки пятой и седьмой групп. И вот она - внутренняя тарелочка шестого балансира. Четырнадцатая по счёту. Меньше - никак. А самый сложный ремонт был у внутреннего опорного катка четвёртого балансира. Его можно было снять только пятнадцатым... Для желающих визуально оценить "прелесть" вышесказанного есть специальная картинка, попавшаяся мне на просторах интернета. 30. Ленивец с правой стороны на месте. 31. А с левой - утрачен, открывая вид на механизм натяжения гусеницы. Где-то здесь, если я правильно понимаю, должен быть номер шасси танка. Но я его не увидел. 32. Ведущее колесо переднего расположения. Диаметр 840 мм. Размещение трансмиссии в передней части танка давало возможность установить башню в центре корпуса, равномерно распределив нагрузку на ходовую часть и увеличив стабильность артиллерийской платформы. Но оборачивалась эта схема огромной трудоёмкостью ремонта и замены. Ключевая фраза - снятие башни. 33. Звёздочка с двумя съёмными венцами. 34. Танк Тигр имел два набора гусениц. Транспортные (шириной 520 мм) и боевые (725 мм). На первых машина помещалась на железнодорожную платформу, а на вторых не сразу проваливалась в мягкий грунт. Гусеница набрана из 96 траков. 35. Перед танком на земле лежат части его гусеничных лент. 36. А сбоку за деревьям хорошо виден танк ИС-2, появление которого весной 1944 года привело к быстрому закату карьеры неуязвимого и страшного Тигра. Координаты: 55°52'52.54"С 37° 3'8.42"В