Танк Т-26 (Ленино)

Советский лёгкий танк Т-26 из коллекции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея. Дата съёмки - 18 марта 2020 года. 01. 02. В конце 1920-х годов, после десятилетия поиска оптимальной конструкции танка своими силами (Рено-русский, Т-18/МС-1), советское руководство обратило внимание на иностранные образцы. Это совпало с моментом, когда опыт Великой войны был окончательно переосмыслен ведущими мировыми танкостроителями. Например, в Англии появился новый танк Vickers Mk E (aka Vickers 6-ton), который не пришёлся ко двору собственной армии (там были сложные бурления на тему танка будущего) и оказался выставленным на продажу на экспорт. После знакомства советской делегации с конструкцией машины, она была приобретена со всей конструкторской документацией и лицензией на производство. Подобные акции советские закупочные комиссии проводили в конце 1920-х и в 1930-х годах по всему миру. Приобретались лучшие доступные образцы, технологии их производства и вся конструкторская документация. Так в сельском хозяйстве СССР появились первые массовые колёсные и гусеничные тракторы Фордзон-Путиловец, Универсал-2, СХТЗ-15/30, Сталинец С-60. В авиации лицензионным был Ли-2. В автомобилестроении прямыми копиями иностранцев были ГАЗ-А, ГАЗ-АА, основанными на иностранных технологиях - АМО-Ф-15 и ЗИС-5. В танкостроении были куплены технологии и конструкция Т-26 и БТ (шасси). В артиллерии, например, 45-мм ПТП 19-К была разработана путём замены ствола лицензированной немецкой 37-мм пушки Rheinmetall 1930-го года. Было приобретено несколько крупных и не очень надводных кораблей. Все эти и многие другие образцы принесли в СССР технологии, которые были использованы в Индустриализации советского народного хозяйства. В начале 1920-х Советская Россия была крайне технологически отсталым косударством, но всего за 20 лет, при помощи грамотной политике технологических заимствований и вложений в капитальное строительство заводов, фабрик и электростанций, сумела сделать огромный скачок, догнав к началу 1940-х ведущие мировые страны. Далось это не просто, но сам факт впечатляет. 03. Одним из образцов, принёсших в страну новые технологии, и стал танк Т-26. История его развития заслуживает отдельного рассказа (и эти рассказы есть в массе). Остановимся на том образце, который стоит в Ленино-Снегирёвском музее. 04. Это однобашенный танк, вооружённый 45-мм танковой пушкой 20-К (адаптированной под установку в танк упомянутой выше 19-К). В 1932-м году первоначальная двухбашенная пулемётная конфигурация, приобретённая у англичан, была модернизирована советскими инженерами с разработкой совершенно новой башни и установкой в неё 45-мм пушки. В процессе массового выпуска конструкция танка постоянно улучшалась и оптимизировалась. По некторым признакам, этот танк можно отнести к выпуску 1933-1934 годов. В частности, об этом говорит форма рубки механика-водителя (на более поздних образцах она выступает вперёд из подбашенной коробки). Так же у этого образца ранний люк доступа к трансмиссии на верхней лобовой детали (откидывается назад, а не вперёд). Эта машина была потеряна Красной Армией в 1942 году в районе Мясного Бора (деревня в 35 км севернее Великого Новгорода). Нашли её в 1989, привели в порядок и через некоторое время Т-26 оказался здесь, в музее. Что тут с ним происходило неясно, но после нескольких лет стояния подвижная бронировка орудия оказалась расколота (на старых фото она целая). 05. Задняя часть танка с характерным воздуховодом системы охлаждения. Двигатель Т-26 имел воздушное охлаждение (как Запорожец). Для условий эксплуатации на территории СССР - это вполне подходящее решение. Нет необходимости в антифризе и опасности "разморозки" жидкостной системы охлаждения при неслитой в сильный мороз воде. 06. Решётка маслорадиатора. На более поздних версиях этот элемент закрыт волнистой крышкой, защищавшей двигатель от заливания водой в дождь, а в бою препятствующей попаданию зажигательной жидкости или прокола радиатора штыком вражеского пехотинца (были случаи в Испании). 07. Башня танка. Сложно сказать, где тут оригинальные детали, а где заплатки и позднее макетирование. 08. Смотровая щель и пистолетный порт. Закрывались заслонками изнутри. На танках БТ с такой же башней использовались выпадающие наружу пробки. 09. Сварная маска пушки. С непонятной трещиной, полученной в музее. 10. Пушка и спаренный с ней пулемёт. Для того, чтобы скрыть повреждения подвижной бронировки подняты на максимальный угол возвышения. 11. Крыша башни с различными приборами. 12. Квадратные люки. На более поздних моделях на месте правого люка была устроена круглая турель с зенитным пулемётом. 13. Ведущее колесо переднего расположения. В то время это была нормальная схема для лёгких танков (а иногда и тяжёлых). Сейчас её используют, в основном, на гусеничных транспортёрах и тягачах. Двухвенцовая звёздочка, часть которой была "восстановлена" при реставрации танка. 14. Опорная тележка. Хорошо узнаваемый элемент танка Vickers 6-ton и всех его наследников. Состоит из четырёх пар обрезиненных катков малого диаметра, два из которых закреплены на шарнире на одном конце жесткого коромысла, а ещё два подвешены на многолистовой рессоре, прикрепленной другим концом к тому же коромыслу. Сами катки разных типов. Поздние (с тонким бандажом и болтами) и ранние (почти полностью из резины). 15. Направляющее колесо заднего расположения. 16. Гусеница. Большая часть звеньев похожа на настоящую. Но в районе правого ленивца есть несколько звеньев со странными гребнями, крупных фото которых я, к сожалению, не сделал. Координаты: 55°52'52.54"С 37° 3'8.42"В