Танк Т-60 (Глубокий)

Россия, Ростовская область, Каменский район, поселок городского типа Глубокий, парк Островского. В центре парка группа монументов памяти Великой Отечественной, Афганской, Чеченской и других войн. У центрального памятника стоит достаточно редкий экземпляр советской бронетехники - лёгкий танк Т-60. Посёлок Глубокий находится у трассы М4 и, чтобы увидеть танк, достаточно свернуть на развязке "Глубокий-Гусев" и проехать около двух километров по главной дороге. Вскоре после переезда будет улица Ленина (второй поворот направо), которая идёт вдоль парка. Бесплатная парковка на улице Ленина в 30 метрах от памятника (напротив ДК). Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет. Состояние памятника - раненое. Дата съёмки - 02 сентября 2017 года. 01. 02. Интересная организация мемориала. Скульптурная группа и танк смотрят в разные стороны. Танк - на запад. 03. Т-60 — советский лёгкий танк периода Второй мировой войны. Разработан в августе 1941 года на московском заводе № 37 под руководством Николая Александровича Астрова, ведущего разработчика всей отечественной линейки лёгких танков того периода. 04. В сентябре того же года Т-60 был принят на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной армии и серийно выпускался на нескольких машиностроительных заводах. Производство Т-60 продолжалось до февраля 1943 года, когда он был заменён на сборочных линиях более мощным лёгким танком Т-70. 05. Всего было выпущено 5920 лёгких танков Т-60, что сделало Т-60 самым массовым лёгким танком Второй Мировой войны. В то же самое время, практически все построенные танки были утрачены и до наших дней сохранилось порядка десяти оригинальных экземпляров и некоторое количество реплик. 06. Этот танк по ряду признаков был выпущен на заводе №264 в период с декабря 1941 по весну 1942. Завод №264 находился в пригороде Сталинграда - Красноармейске (Сарепта). Большое спасибо , за статью на Warspot Юрий Пашолок. Танк со сталинградских окраин, которая очень помогла мне в атрибуции этого экземпляра. 07. На этом Т-60 заметно большое количество повреждений. Похоже, что танк был уничтожен, а потом, после войны, найден и восстановлен. 08. Многие элементы танка утрачены, а часть заменена на похожие от других машин. Например нет ни одного из шести поддерживающих катков. 09. У этого Т-60 опорные катки литые, неунифицированные с ленивцем. Ленивец с левой стороны, кстати, неродной (это колесо - опорный каток трактора Т-74). 10. Правый борт танка. Виден сварной шов соединяющий половинки бортового листа. 11. Двигатель ГАЗ-202, мощностью 70 лошадинных сил находился в корпусе танка справа от башни. Это был бензиновый автомобильный двигатель - дефорсированная танковая версия восьмидесятипятисильного ГАЗ-11. Скорость танка по шоссе - 42 км/ч, по пересечённой местности - 20-25 км/ч. 12. Основное вооружение танка - 20-мм автоматическая пушка ТНШ - танковая версия авиапушки ШВАК. Стрелковое вооружение - спаренный с пушкой 7.62-мм пулемёт ДТ. 13. Башня восьмигранная, сварная. Броня 25-35 мм. Люк овальной формы. Такие люки ставили на заводе №264 до весны 1942 года. Потом пошли восьмигранные. Судя по повреждениям, этот танк был поражён в левый задний угол башни. 14. Выходное отверстие - вырван кусок брони на правом переднем листе. Нижняя часть листа - восстановлена. В самой башне сейчас ничего нет. 15. Защитная решётка радиатора. Самого радиатора, как и мотора, на месте нет. Зато есть мусор, котрый накидали внутрь местные свиньи. 16. Ведущее колесо. Однодисковая звёздочка со съёмным венцом. Подвеска опорных катков - торсионная. Амортизаторов нет. Первый и четвёртый катки имеют буфер-отбойник, ограничивающий ход подвески. 17. Литые опорные катки имеют наружные резиновые бандажи. А вот направляющее колесо (ленивец) такого бандажа не имеет. Это один из характерных признаков танков произведённых на заводе №264. 18. Гусеница стоит от трактора Т-74, как и левый ленивец (см. Т-74 в Дедилове). Похоже, что родных деталей не нашли и поставили похожие из того что было. 19. Рядом с танком стоит полированный трёхлопастный винт от самолёта. Если кто опознает откуда он - напишите в комментарии. Ещё фото: 1, 2, 3. 20. Я думаю, что возможность прикоснуться к раритету стоит того, чтобы съехать с трассы Москва-Сочи на 15 минут :) Координаты: 48°31'25.58"С 40°18'58.66"В