Автомобиль ЗИС-5 (Каменск-Шахтинский)

Город Каменск-Шахтинский в Ростовской области настоящая жемчужина для фанатов технопамятников. Я уже рассказывал про фотосессию сентября 2017 года в которую вошли Арт-объекты у Музея СССР, мотоколяски С-3А рядом с ним (отдельно), танки Т-70 и Т-34 в центре города, а также установка разминирования УР-77 у КПП одной из воинских частей. Ещё один памятник в тогда мы пропустили - пришлось специально заехать в город ещё раз в августе 2020. Это грузовой автомобиль ЗИС-5 у ворот автотранспортного предприятия (бывшая автоколонна 1516) на улице Освобождения, 46. Доступ к машине свободный, можно трогать, но лучше не лазить. Охрана рядом. Состояние памятника - нормальное. Дата съёмки - 06 августа 2020 года. 01. 02. На постаменте есть две таблички. Как это обычно и бывает - они разные. Но особенность именно этого памятника в том, что у этих табличек разное исполнение, но совершенно одинаковый текст: Героям первых пятилеток, Великой Отечественной - чьи подвиги и дела бессмертны для потомков. На первой использован необычный шрифт, похожий на каллиграфическое начертание рейсфедером, а на второй - более простой угловатый шрифт с разнобоем ширины символов. 03. Памятник военным автомобилистам был открыт у ворот ПОГАТ 8 мая 1980 года. Автомобиль ЗИС-5 заехал на постамент своим ходом, сделав круг почёта по территории предприятия. По некоторым свидетельствам, машину снимали с постамента перед майскими праздниками, чтобы пустить во главе первомайской колонны и принять участие в параде на День Победы. Потом ветеран возвращался на своё место. С 1992 года этот памятник официально признан объектом культурного наследия регионального значения. 04. На облицовке радиатора логотип Завода имени Сталина (ЗИС). Вкупе с круглыми крыльями это может означать, что машина была выпущена в довоенные годы. То есть ей от 79 до 87 лет на момент съёмки. 05. С другой стороны, у передних и задних колёс явно просматриваются трубки гидропривода тормозов. В оригинальном ЗИС-5 тормоза были механическими (пример из Тулы). Гидравлические тормоза этого экземпляра могут быть более поздней модернизацией/доработкой, либо перед нами шасси УралЗИС-355 с облицовкой радиатора и крыльями от ЗИС-5. 06. В автоколонну 1516 Каменска-Шахтинского этот ЗИС-5 попал с Ростовской мебельной фабрики незадолго до устройства памятника. Машину поменяли на более современный ЗИЛ-130. 07. Обратите внимание, что диск заденго правого колеса шестиоконный (от УралЗИС-355), отличающийся от остальных - двухоконных, применявшихся на ЗИС-5 и УралЗИС-5. 08. Кабина автомобиля ЗИС-5 - металлическая с характерными полосками выштамповок, как и панели над подножками. У более поздних вариантов автомобиля таких выштамповок не было. 09. По совокупности признаков я, всё же, предположу, что перед нами настоящий довоенный ЗИС-5 с более поздними модернизациями тормозной системы. По крайней мере, сверху это точно довоенный ЗИС-5. 10. Задний мост. Видны трубки тормозной системы и потёки масла из картера. 11. Карданный привод заднего моста. Интересный рисунок на покрышках. 12. Двигатель и КПП в наличии. Похоже, что этот ЗИС-5 после обслуживания и заправки действительно будет способен к самостоятельному передвижению. 13. Хорошо видна трубка тормозной системы подходящая к переднему колесу над механизмом поворота. 14. Заднее колесо. Количество краски ушедшее на вайтволлы поражает. Даже на самом большом увеличении я не могу различить надписи о производителе, типе и модели покрышек. 15. Переднее колесо. Шесть шпилек, два окна и один ниппель. 16. Кстати, это не последний памятник в Каменске-Шахтинском. На будущее нам остался ещё свежепостроенный парк Патриот (напротив Музея СССР) с огромным, нет ОГРОМНЫМ количеством военной техники, танков, бронемашин, автомобилей, самолётов, вертолётов и прочего-прочего-прочего. Минимум на несколько часов надо заезжать :) Координаты: 48°18'36.59"С 40°16'54.86"В