Паровоз CFR 230.039 (Sinaia, RO)

Немецкий паровоз типа P8 на станции Синая в Румынии. Доступ свободный, с длинными рукми можно потрогать, залазить не даёт забор. Состояние памятника - неплохое. Дата съёмки - 11 февраля 2020 года. Автор фото: Максим Мельник. 01. 02. Паровоз P8 (нем. Personenzuglokomotive — дословно, пассажирский локомотив, по смыслу, локомотив местного и пригородного движения) — паровоз местного и пригородного движения Прусской государственной железной дороги (нем. Preußische Staatseisenbahnen), строившийся с 1906 по 1923 год на Berliner Maschinenbau и двенадцати других немецких заводахпо чертежам немецкого конструктора Роберта Гарбе (Robert Garbe). 03. Осевая формула: 2-3-0 (по-советски) или 4-6-0 (по-европейски). Сцепной вес: 50 т. Служебный вес: 69 т. Нагрузка от движущих осей: 17.36 т. 04. Всего в Германии с 1906 по 1921 год было построено более 3500 единиц P8. По итогам Первой мировой войны 627 из них были переданы странам-победительницам. В том числе 192 паровоза получила Польша (переклассифицированы в тип Ok1), 168 достались Бельгии (type 64), 162 ушли Франции, 25 Италии (gruppo 675), 18 Румынии, 11 Литве, а ещё 10 стали греческими SEK class Ζδ (ZETA-delta). В дальнейшем, производство типа P8 было продолжено в Германии для Польши (тип Ok22, 1922-1923, 65 локомотивов) и для Румынии (тип CFR 230.000, 1921-1930, 95 локомотивов). А с 1932 года в Румынии организовали лицензионное производство этих паровозов, выпустив ещё 226 машин с 1932 по 1939 год. 05. Общее количество локомотивов данного типа, произведённых в Германии и Румынии - 3948 экземпляров, что делает Personenzuglokomotive 8 самым массовым типом пассажирского паровоза в мире. Многие из этих машин эксплуатировались более 50 лет, закончив активную работу только в 1960-1980-х годах. Интересный момент, и после Первой и после Второй мировых войн Германия выплачивала репарации победителям, в том числе, паровозами P8. Есть некоторый шанс, что часть паровозов успела поучаствовать в обоих "расплатах" (но это не точно). 06. На станции Синая стоит один из первых паровозов типа P8. Он был выпущен в 1907 году на предприятии Stettiner Maschinenbau Actien-Gesellschaft Vulcan (AG Vulcan - известная немецкая судоверфь и промышленное предприятие в Штеттине, ныне Польша). Первоначальный номер паровоза P8 2407 "Königsberg"(?). 07. С 1910 по 1921 год локомотив использовался Королевским прусским управлением железных дорог (KPEV - Königlich Preußische Eisenbahn-Verwaltung). В 1921 году эта машина в числе 18 других P8 была передана Германией Румынии в счёт репараций за поражение в Первой Мировой войне. Эксплуатантом стала Căile Ferate Române (C.F.R.) - государственная железнодорожная компания Румынии. Свой текущий номер CFR 230.039 локомотив получил в 1923 году, когда CFR применила новый стандарт нумерации подвижного состава. 08. Локомотив эксплуатировался несколько десятилетий, затем был выведен в запас. В 2007 году в восстановленном виде CFR 230.039 был установлен на железнодорожной станции Синая, неподалёку от города Брашов. Кстати, рядом с ним в 2015 году появился совершенно уникальный железнодорожный вариант бронированного лимузина Škoda VOS. Координаты: 45°21'11.78"С 25°33'12.87"В