Трактор Универсал-2 (Рязань, М5)

Колёсный трактор "Универсал-2" установлен у автомобильной дороги Москва-Рязань (М5 "Урал") у деревни Зеленинские дворики и посёлка Рыбное.

Доступ свободный, потрогать и залезть без альпинистского снаряжения не вариант. Охраны нет.
Состояние памятника - хорошее.
Дата съёмки - 09 октября 2016 года.
01.

Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. Памятник трактористке-стахановке военных и первых послевоенных лет Д. М. Гармаш. Трактор "Универсал-2" установлен на высоком постаменте в 1973 году.





03. В грозные годы Великой Отечественной войны советские женщины совершили великий трудовой подвиг. Первой из первых возглавила всесоюзное соревнование трактористок славная героиня земли рязанской Дарья Гармаш



04. Дарья Гармаш родилась 21 декабря 1919 года. В 1936 году Дарья Матвеевна поступила на курсы трактористов при Рыбновской МТС. Училась упорно и увлеченно, окончила курсы на "отлично". В 1938-м Дарья Матвеевна вместе с мамой переехала в село Баграмово, где располагалась центральная усадьба Рыбновской МТС. Она стала работать трактористкой в бригаде Андрея Ивановича Щелкунова. В 1939-м, с отличием окончив Сапожковскую школу механизации сельского хозяйства, вернулась обратно в бригаду Щелкунова. Осенью 1941 года А.И. Щелкунов был назначен старшим механиком МТС. Дарья Матвеевна Гармаш приняла его бригаду.



05. В начале 1942 года развернулось социалистическое соревнование в основном среди молодежи по сбору, реставрации и изготовлению запасных частей, ремонту техники. Активное участие в сборе приняла и Рыбновская МТС. Была создана специальная молодежная бригада по выявлению и сбору деталей, руководителем которой являлась трактористка Дарья Гармаш. В это же время создаются женские тракторные бригады. В 1942 году в стране развернулось Всесоюзное социалистическое соревнование тракторных бригад и трактористок по инициативе Орджоникидзев­ского края. В своем обращении они писали: «Работа на посевной является вторым фронтом». Бригада Дарьи Гармаш встретила обращение как боевой призыв и вступила в соревнование, взяв обязательства выработать 700 га на каждый колесный трактор, сэкономить 5% горючего. К 19 июня 1942 года бригада выполнила годовой план тракторных работ. Тремя тракторами ХТЗ вспахано 1286 га, сэкономлено 2013 кг горючего. Были подведены итоги проведения весеннего сева. Среди 3932 тракторных бригад, участвовавших во Всесоюзном социалистическом соревновании, первенство завоевала женская тракторная бригада Д. Гармаш. 28 июля 1942 года на площади им. Ленина в Рязани состоялось вручение переходящего Красного знамени ЦК ВЛКСМ бригаде-победительнице.



06. В 1943-м инициатором соревнования женских тракторных бригад выступила бригада Дарьи Гармаш. В обращении девушки писали: "Наш святой долг – поддержать наступление фронтовиков смелым наступлением в труде". Бригада взяла обязательства: вспахать каждым 15-сильным трактором не менее 1100 га. При подведении итогов за 1943 год бригада Д. Гармаш опять вышла на первое место, перевыполнив план на 511%. Выработка на каждый колесный трактор составила 1317 га, экономия горючего 9508 кг. Бригаде вновь была присуждено переходящее Красное знамя ЦК ВЛКСМ и первая премия Наркомата земледелия СССР.




07. В 1944 г. на колхозных полях Рыбновского района работало 8 тракторных бригад Рыбновской МТС. Бригада Гармаш взяла обязательство выработать на трактор ХТЗ по 1500 га. При подведении итогов Всесоюзного соревнования первенство в 1944 г. победу одержала бригада Гармаш с высокими показателями: выработка на трактор – 1866 га, экономия горючего – 9959 кг.




08. 1945 год стал годом наивысшего успеха бригады. Годовой план тракторных работ был выполнен уже к 15 мая. Во Всесоюзном социалистическом соревновании в этом году приняли участие 22,5 тысячи тракторных бригад. Выработка на трактор в бригаде Д. Гармаш составила 1903 га на трактор, экономия – 8736 кг горючего.




09. Работа девушек-трактористок в тылу приравнивалась к ратному подвигу. Работая в поле, они выполняли боевое задание. Дарья Матвеевна так и писала на листочке из школьной тетради: "Боевое задание на 5 мая Фоминой..." И оно всегда выполнялось. Девушки работали по 20 часов в сутки, спали в страду 2–3 часа. А каково им приходилось на тракторе без кабины холодными осенними ночами, когда пахали зябь! Настывшее железо обжигало руки, от резкого морозного ветра на глаза наворачивались слезы, но они не уходили с поля, не перевыполнив норму в несколько раз. Неслучайно старенький колесный трактор, что стоит на высоком постаменте у дороги, ведущей на Москву, трактор, на котором работали Дарья Гармаш, Анна Анисимова, Анна Наумова, стал символом подвига женщин в годы войны.




10. "Универсал-2" создан на основе американского трактора 1930-х годов Farmall F-20. Рулевой механизм трактора был несложным. Вертикальное колесо руля вращало длинную штангу, проходящую над капотом двигателя. На переднем конце штанги прямозубая шестерня малого диаметра. Шестерня передавала вращение на прямозубую шестерню большого диаметра на одной оси с которой была установлена коническая шестерня, в свою очередь соединённая с зубчатым сектором на вертикальной оси проходящей перед двигателем к передним колёсам. Вертикальная ось рулевого привода соединялась с рулевыми тягами передних колёс. Балка переднего моста качалась в поперечном направлении. Никаких усилителей рулевого управления или демпферов ударов не предусмотрено.



11. "Сердце" трактора - 22-х сильный четырёхцилиндровый керосиновый двигатель объёмом 3.6 литра. Топливный бак находится между двигателем и рулём.



12. С правой стороны электросистема - зажигание и генератор.



13. С левой стороны - карбюратор и коллекторы. Высокая труба с "грибком" в передней части - впускной коллектор с воздушным фильтром. Выпускной коллектор с выхлопной трубой выходят над двигателем.



14. Передние колёса металлические, без амортизации и подрессоривания. При необходимости на них устанавливались утяжелители - увесистые металлические отливки.



15. Задние колёса с огромными грунтозацепами. Задний мост жестко закреплён в раме.



16. Тракторы Универсал У-2 с 1934 по 1940 гг. выпускались на заводе "Красный Путиловец" в г.Ленинграде, а с 1944 по 1955 гг. на Владимирском тракторном заводе. Трактор имел 3 скорости движения вперед и 1 назад (3,9 - 8,1 км/ч). Эксплуатационная масса трактора - 2108 кг. Общее количество выпущенных тракторов марки "Универсал" - 211500 шт.


Координаты:
54°43'38.45"С
39°28'6.48"В