БМ-13 Катюша (Рудня)

Гвардейский миномёт "Катюша" установлен в городе Рудня Смоленской области на пересечении улиц Киреева и Вокзальной. Доступ свободный, но монумент очень высокий, поэтому трогать и лазить нельзя. Охраны нет. Состояние памятника - реконструированное. Дата съёмки - 02 июня 2018 года. 01. 02. Памятник установлен в месте второго боя батареи Ивана Флёрова. Первая атака была 14 июля 1941 года в Орше, а следующий удар был нанесён по скоплению немецких войск в Рудне.
03. Любопытно, что некоторые исследователи опираясь на немецкие отчёты о наступлении и датах захвата населённых пунктов считают, что удары батареи Флёрова шли в обратном порядке. Первый был нанесён по Рудне, а второй по Орше. Документы самой батареи были утрачены при её гибели в Вяземском котле в октябре 1941 года, поэтому достоверные сведения сейчас найти непросто. Памятник был установлен в Рудне в 1967 году и первоначально выглядел вот так. Внешне этот автомобиль был похож на ЗиС-6, особенно "круглыми" крыльями. Это важно, потому что выпуск этих первых носителей пусковых установок был прекращён с началом войны, поэтому серийные упрощения военного времени к ним не упели примениться. Источник фото: https://pastvu.com/p/319640 04. В 2000 году порядком испорченный временем памятник был снят и восстановлен в мастерских местного ЗАО "Автосервис". К восстановлению подошли творчески, просто сняв все сгнившие и проржавевшие элементы кузова. А взамен изготовили новые, не особо заморачиваясь с исторической точностью. Те же крылья сделали по типу ЗиС-5В из плоской жести. 05. Интересно разобрать отличия этого памятника от тех БМ-13, которые реально воевали в этих местах в 1941 году. 06. Первое хорошо видное отличие - сама пусковая. На ЗиС-6 монтировали артиллерийскую часть с длинными подкосами, на которые опирались передние части направляющих. Как это выглядело можно посмотреть в Артиллерийском музее в Санкт-Петербурге. Здесь этих элементов нет. 07. Как следствие, эти вытянутые вперёд фермы упирались в кабину, которая получила характерный скос в задней части. Как мы видим, скос отсутствует. Боковины капота не открываются в принципе. Двери, похоже, тоже. Справа стоит колесо с шестиоконным диском. 08. Крылья плоские, зеркало не регулируется, щитков, закрывающих стёкла автомобиля при стрельбе - нет. Родной дворник с ручным приводом чистил только верхнее стекло, не доставая до нижнего. Слева стоит колесо с двухоконным диском. 09. Задние крылья ЗиС-6 были сложной формы с выштамповками. Крылья достаточно существенно закрывали верхнюю часть колёс. 10. Не смотря на сложную форму радиаторной решётки - это просто сетка. Двигателя у машины нет. Вместо надписи ЗиС в верхней части - просто звёздочка. Нижняя часть передней панели кузова тоже очень сильно упрощена. (найдите птичку на фото) 11. С ракетами этой машины связана любопытная история. Когда их демонтировали в процессе реставрации и начали зачищать от старой краски, одна из ракет задымилась. Оказалось, что некоторое количество пороха не было удалено из ракет при демилитаризации в 1960-х. 12. Я не догадался сразу сделать нормальный снимок заднего моста, поэтому пришлось увеличивать и вытягивать уровнями сильно затемнённое силуэтное фото снятое против солнца. Но даже в таком качестве можно увидеть, что ходовая часть здесь от ЗиС-5 (просматривается характерное кольцо картера заднего моста). У ЗиС-6 этот элемент выглядел совершенно по другому. Карданный вал проходил над мостами, картеры которых были сферическими. На следующем рисунке это отличие хорошо видно. 13. В то же время, свою роль Оружия Победы эта Катюша выполняет отлично. Мелкие несоответствия историческому оригиналу не имеют значения для Символа на пьедестале. Координаты: 54°56'52.99"С 31° 4'52.16"В