Танк Т-26 (Выборг)

Танк Т-26 установлен на невысоком постаменте на проспекте Победы в городе Выборг Ленинградской области. Рядом расположена бесплатная парковка. Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет. Состояние памятника - очень сильно крашенное. Дата съёмки - 08 июля 2020 года. Автор фото: Максим Мельник. 01. 02. Это оригинальный танк, выпущенный в 1936 году. Его серийный номер 4480. Во время Советско-Финской войны 7 марта 1940 года танк погиб, провалившись под лёд в километре от берега в районе финского посёлка Karppila (с 1948 года Подборовье). Т-26 затонул на глубине 15 метров. Вместе с машиной погиб механик-водитель. В 2005 году в районе Подборовья проходила поисковая операция - катаясь на снегоходе в этом районе погиб, провалившись под лёд депутат Госдумы Кирилл Рагозин. В процессе обследования акватории залива были обнаружены несколько(?) танков Т-26, оставшихся в этих местах с Финской войны. Один из них было решено поднять из воды, чтобы установить в Выборге в качестве памятника. Останки экипажа были извлечены и отправлены на опознание. Восстановление танка происходило на Выборгском судостроительном заводе. 8 мая 2007 года памятник был торжественно открыт. 03. Надпись на табличке: Лёгкий командирский танк Т-26. Участник боевых действий в районе посёлка Виланйоки (Подборовье) в составе частей 70-й стрелковой дивизии в марте 1940 года. Поднят со дна Финского залива 30 марта 2005 года. Восстановлен на Выборгском судостроительном заводе. Вечная слава и память красноармейцам-танкистам. 04. На первый взгляд совершенно обычная табличка, если не считать пары фактических ошибок. Во-первых, называть радийный танк (оборудованный радиостанцией) "командирским" не совсем корректно. Радиостанции ставили на танки по мере возможности, стараясь обеспечить ими максимальное количество машин. То есть, наличие радиостанции не означает напрямую наличие командира танкового подразделения в экипаже танка. Но в этом вопросе Администрации Выборга, действительно, может разбираться не очень хорошо, потому что тема бронетехники интербеллума ей не совсем по профилю. 05. А вот во втором вопросе ошибка именно для Администрации совершенно неожиданная. Танк был найден между островами Клёст и Черновой (Pukkisaari и Mustasaari в 1940 году). Самое ближайшее к ним поселение, действительно, Подборовье. Но в 1940 году этот посёлок назывался Karpila. В этом легко убедиться посмотрев на старую финскую карту. Посёлка Виланйоки/ Vilanjoki в Выборгском районе не существовало вовсе. Самое близкое название было Вилайоки/ Vilajoki (без "н" в середине). Так до 1948 года назывался нынешний посёлок Балтиец, находящийся в устье реки Великая (Vilajoki по-фински). По расстоянию, Подборовье находится ровно посередине между Балтийцем и Выборгом имея, примерно, по 14 километров по прямой до каждого из них. Можно предположить, что Администрация Выборга не очень хорошо умеет в историю населённых пунктов собственного района, либо обладает какими-то особенными знаниями о них. 06. Сам танк восстановлен до внешней схожести. Поручневая антенна реконструирована трубами. Если не особо разглядывать и не спрашивать зачем её покрасили, то даже похожа. 07. Люки на крыше квадратные, следов установки турели зенитного пулемёта, как на башне в Перемышле нет. 08. 65 лет на дне моря привели к сильной коррозии, которую можно заметить на многих элементах этого Т-26. 09. Здесь должна быть сетка, но она полностью разрушилась от времени. 10. Ходовая часть. Крайние поддерживающие катки отличаются от средних. Траки гусениц вокруг направляющих катков отличаются от остальных. Часть опорных катков "нового" образца, а часть "старого". 11. Фрагмент опорной тележки. 12. Маркировка "поздних" опорных катков. 13. Маркировка "раннего" опорного катка. Я не смог разобрать, что там написано, но есть ощущение, что это латиница. 14. Рычаг фиксатора механизма натяжения гусеницы 15. Собственно, то что он фиксирует - кривошип направляющего колеса. Кривошип одной осью соединён с корпусом танка и может поворачиваться на 180°. А на другой его оси, смещённой относительно первой, монтируется свободно вращающееся направляющее колесо. При необходимости снятия, установки или регулировки натяжения гусеницы фиксатор кривошипа отсоединяется от зубчатого сектора и кривошип можно повернуть в нужном направлении. По завершении работ фиксатор снова зацепляется за зубчатый сектор и закрепляет гусеницу в натянутом состоянии. Координаты: 60°41'58.98"С 28°45'19.64"В