Бронепоезд на станции Чернь

На железнодорожной станции Чернь в Тульской области установлен макет бронепоезда времён Великой Отечественной войны.
Проехать к нему можно на автомобиле. (дорожный указатель "БРОНЕПОЕЗД 1" в деревне Медвежка на 293 километре автодороги М2 "Крым").
Или на электричках из Тулы или Орла (расписание на tutu.ru).
Рядом со станцией расположена бесплатная парковка.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охрана РЖД должна быть.
Это первый бронепоезд в 2010 году появившийся в Тульской области.
В 2015 вторым стал "Тульский рабочий" на станции Тула.

Состояние памятника - хорошее.
Дата съёмки - 08 июля 2017 года.
01.

Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. Перед зданием вокзала станции Чернь установлен бюст местного уроженца Николая Алексеевича Вознесенского. Н.А. Вознесенский - политический деятель в СССР, председатель Госплана и член ГКО. В 1950 году был расстрелян по "ленинградскому делу".





03. На самом здании памятные таблички.

"Колотилов Владимир Афиногенович. 1910-1942. Дежурный по станции Чернь, погиб на боевом посту при налёте вражеской авиации 16 мая 1942 г."

"12 мая 1942 года на станции Чернь приняли первый бой войны-железнодорожники 31-го особого дивизиона бронепоездов."

"Здесь в разные годы бывали Великие русские писатели И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет."



04. Бронепоезд изготовлен в локомотивном депо станции Узловая в 2010 году.
Это макет.
Полностью новодельный, кроме открытых платформ, паровоза внутри кожуха, пары зениток 61-К и одного пулемёта Максима.
Сделан по мотивам бронепоезда "Козьма Минин" и некоторых других дислоцировавшихся в Черни в годы войны.



05. Военный мемориал "Бронепоезд Победы" был открыт 5 мая 2010 года.

ВЕЧНАЯ СЛАВА ПАВШИМ ГЕРОЯМ
В 1941 г. в обороне города-героя Тулы принимали участие бронепоезд №13 "Туляк" и отдельный бронепоезд №16.
В 1942-43 гг. на ст.Чернь, Выползово, Скуратово сражались бронепоезда:
 10 отдельный дивизион бронепоездов в составе:
    №656 "Роза Люксембург"
    №705 "Народный мститель"
 31 отдельный дивизион бронепоездов в составе:
    №659 "Козьма Минин"
    №702 "Илья Муромец"
 38 отдельный дивизион бронепоездов в составе:
    №1 "Челябинский железнодорожник"
    №2 "Южно-Уральский железнодорожник"
 55 отдельный дивизион бронепоездов в составе:
    №1 "Подольский рабочий"
    №2 "Коломенский рабочий"



06. Напротив два камня:

"В честь 65-летия Великой Победы экипажам бронепоездов, героически сражавшимся за свободу и независимость Родины в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. От благодарных потомков."

"Мемориал воздвигнут на средства компании Российские Железные Дороги, Московской железной дороги филиала ОАО РЖД, Тульских железнодорожников, предприятий Тульской области. МАЙ 2010 год."




07. Состав Бронепоезда включает в себя:






08. Первой в составе поезда стоит пустая двухосная контрольная платформа.
Такие платформы прицепляли с обеих сторон бронепоезда.
Они использовались в качестве минных тралов (взрыв мины происходил под дешёвой платформой, а не бронеплощадкой или паровозом).
А ещё на них складывали ремонтно-восстановительное оборудование - запасные рельсы, шпалы, крепёж и инструмент для починки разрушенного железнодорожного полотна.
Так же на таких платформах мог перемещаться личный состав приданных частей, десант, дозорные, зенитные пулемёты и т.п.




09. Очень колоритная двухосная одноорудийная бронеплощадка с восемью пулемётами.
Тип я не смог определить даже близко.
Такой формы одноорудийными были тяжёлые бронеплощадки ПТ-33 или ПТ-35 с орудиями 107-мм.
Но они, во-первых, были четырёхосными, во-вторых не оснащались таким количеством пулемётов, а в-третьих не имели скошенной крыши.
Пример дизайна бронеплощадок 1930-х годов можно увидеть на бронепоезде "Тульский рабочий" - там стоят две лёгкие двухбашенные ПЛ-37.

Эта площадка похожа, так же, на некоторые варианты броневагонов времён гражданской войны.

Ещё мне совершенно непонятно зачем на ней три наблюдательные башенки.





10. Бронепаровоз с тендером.
Основными локомотивами бронепоездов были паровозы типа Ов.
Это невысокий паровоз 0-4-0 характерного внешнего вида.
В Нижнем Новгороде можно увидеть, как выглядит бронепаровоз Ов, кстати тоже от бронепоезда "Козьма Минин". :)
(панорама на Яндекс или Google).

Здесь под зелёным кожухом совсем другой паровоз - типа Эр.
Он гораздо выше и имеет осевую формулу 0-5-0.
Паровозы типа Э часто становятся памятниками или попадают в музеи (e.g.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11).



На будке закреплён советский герб с пятнадцатью лентами.
Герб СССР во время войны был одинадцатью лентами (после 1946 стал с шестнадцатью, а после 1956 и до конца с пятнадцатью).
Каждая лента содержала слоган "Пролетарии всех стран - соединяйтесь!" на языке союзной республики.
Сколько республик - столько и лент.
Лента РСФСР (нынешней России) была самой крупной и располагалась по центру внизу.

Люк на правой стороне будки паровоза - открыт.
Но я туда заглянуть не смог - высоко.

Тендер четырёхосный, похож на типовой для паровозов Эр.



11. Под бронекожухом скрыт реальный паровоз.
Это Эр-785-05 (trainpix.org).
Построен в 1950 году.
Хорошо видно, что все дышла и тяги кривошипно-шатунного механизма сняты, а нижняя часть бронекорпуса прикреплена к раме паровоза уголками проходящими между колёсами.
Очевидно, что с такой конструкцией бронировки паровоз не мог передвигаться самостоятельно.



Паровоз настоящий, хотя и в очень грустном виде.



12. Крытая артиллерийская бронеплощадка ПЛ-42.
Наверху две башни по типу Т-34-76.
На боковых сторонах по два пулемёта Максима.
В этот вагон можно зайти.
Насколько мне известно, его открывает дежурный по станции, но это не точно. :)
Мы не пытались попасть внутрь.


Хороший рассказ о внутренней экспозиции есть у Михаила Шепета (): http://shepet-m.livejournal.com/113565.html.



13. Вооружение площадки ПЛ-42.
Три пулемёта - макетные, а один настоящий - пулемёт Максима обр.1910/30.


Можно было бы сказать, что башни сделаны хорошо, если бы при изготовлении с неясными целями не приварили дульные тормоза к орудиям Ф-34.



14. Ещё один плохораспознаваемый броневагон.
Скошенные грани выдают производство военного времени, но круглая башня при этом трудно узнаваема.
Похоже, что вагон сделан по мотивам бронеплощадки ОБ-3 (http://wio.ru/rr/ob3.htm).



15. Зенитно-миномётная площадка КС-80.
Подобные были в бронепоездах "Козьма Минин" и "Илья Муромец".
В оригинале по краям стояли две 25-мм зенитные пушки образца 1940 года (72-К, wiki).
В центральной рубке была пусковая установка М-8 (12 направляющих по два реактивных снаряда на каждой).
Перед стрельбой боковые стенки вокруг пусковой опускались вниз.

Внешне выглядит очень похоже.



16. Внутри - не совсем.
Макеты пушек явно делались не с 72-К, а с ЗИС-2, судя по длине ствола, или ЗИС-3, судя по наличию дульного тормоза.
Об этом говорит присутствие откатных устройств над стволом (у 72-К их нет) и отсутствие прорези в щите для подъёма ствола максимально вверх (у 72-К он есть).

В некоторых источниках указано, что вместо 25-мм 72-К устанавливались более мощные 37-мм 61-К.
На которые макеты точно не похожи точно по тем же признакам.



17. Балластная платформа с зениткой 61-К.



18. Ещё одна балластная платформа с 61-К.



19. 37-мм автоматическая зенитная пушка образца 1939 года (61-К) (индекс ГРАУ — 52-П-167) - советская зенитная пушка периода Великой Отечественной войны.
Разработана на основе шведской 40-мм пушки Bofors.
Главный конструктор — М. Н. Логинов.
Являлось первой советской автоматической зенитной пушкой, запущенной в крупносерийное производство. (wiki)

На платформы к пушкам можно подняться по любезно предоставленной лестнице.



20. Завершает состав пустая двухосная балластная (контрольная) платформа.


Координаты:
53°26'1.54"С
36°47'19.97"В