РСЗО "Ураган" (Тула, Музей оружия)


В начале зимы 2017 года экспозиция постоянной выставки "Стальные стражи" тульского Музея оружия была перегруппирована - образцы техники были установлены более плотно, чем раньше.
6 декабря на освободившемся месте установили пусковую установку 9П140 комплекса РСЗО 9К57 "Ураган".
Теперь в Туле есть две похожие коллекции из трёх тульских Реактивных Систем Залпового Огня.
Одна у Музея оружия, а вторая у завода-производителя этих систем ОАО НПО "Сплав".
У Сплава тоже стоят 9К51 "Град", 9К57 "Ураган" и 9К58 "Смерч".

Дата съёмки - 09 мая 2017 года.
01.

Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. Табличка с характеристиками Боевой машины.





03. Система "Ураган" была разработана в Туле в начале 1970 годов, как развитие предыдущих систем 2Б7Р, так же известной, как БМ-13 "Катюша" (которую я неоднократно встречал - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8) и системы 9К51 "Град" (БМ-21 - 1, 2).



04. Калибр снарядов был увеличен почти в два раза со 122-х/132-х до 220 миллиметров.



05. Сами снаряды, помимо вариантов с обычными моноблочными, получили кассетную боевую часть. Кассеты раскрывались на некоторой высоте над землёй и засыпали район цели 30 осколочными боевыми элементами, для поражения живой силы и легкобронированной техники или несколькими минами (противотанковыми или противопехотными).



06. Каждый фугасный снаряд 9М27Ф с моноблочной частью "привозил" врагу 100 килограммовую БЧ (51.9 кг взрывчатого вещества). Враг мог находиться на удалении от 10 до 35 километров от пусковой установки.




07. Кассетные снаряды разбрасывали 90 килограмов противопехотных кассет с тремястами граммами взрывчатки в каждой (снаряды 9М27К, 9М27К1; дальность 10-35 км).
Или 24 противотанковые мины ПТМ-1 (1.1 кг ВВ, 9М27К2; дальность 10-35 км).
Или 312 противопехотных мин ПФМ (40 граммов ВВ, 9М27К3; дальность 8-34 км).
Или 9 противотанковых мин ПТМ-3 (1.85 кг ВВ, 9М59; дальность 10-35 км)




08. Так же в номенклатуре боеприпасов РСЗО "Ураган" имеются Термобарические (9М51, объёмный взрыв), Зажигательные (9М27С) и Химические (снаряжены отравляющим веществом Зоман) снаряды.
Увидеть внешний вид снарядов можно в самом Музее оружия или в экспозиции у проходной предприятия разработчика.




09. Снаряды помещаются в пусковую установку с казённой части при помощи транспортно-заряжающей машины.
Специальный выступ на снаряде помещается а спиральную канавку проходящую вдоль пусковой трубы.
При запуске снаряд получает вращение стабилизирующее его в полёте и увеличивающее точность стрельбы.
На этом экземпляре пусковая находится в транспортном положении - развернута дульной частью назад, а казённой вперёд.




10. Дульная часть пусковой на этом экземпляре закрыта специальной крышкой заглушкой.
Можно посчитать трубы - их 16 (у Града - 40, у Смерча - 12).



11. Наведение на цель осуществлялось со специальной площадки Наводчика, которая на этом экземпляре так же находится в транспортном положении. Пусковую в боевом положении можно увидеть на "Урагане" у "Сплава". На поворотной платформе предупреждающая табличка: ВНИМАНИЕ! Переводить площадку наводчика в рабочее положение только при опущенных домкратах.



12. Цепи пуска снарядов, расположенные в казённой части пусковой, закрыты кожухом с внешней стороны. На Сплавовском его нет и вся проводка доступна взгляду.



13. Складные опоры. Специальный шарнирный механихм позволяет отвести опорную плиту от штока домкрата ближе к корпусу машины, тем самым уменьшая её габарит.



14. Гидравлические подъёмные механизмы пусковой установки.



15. Носитель пусковой - ЗИЛ-135ЛМ. ЗИЛ-135ЛМ - колёсный неплавающий вездеход. Производился на Брянском автозаводе (БАЗ). Был спешно разработан на базе модели ЗИЛ-135Л и отличался от неё заменой сложной автоматической коробки передач на механическую, откуда и появилась буква "М" в названии. Брянский автозавод оказался неспособен производить АКПП.


Интерьеры кабины, Антенна радиостанции и нескользящие подножки водителя (сеточки на ступице колеса и крыле + грязеочиститель перед дверью).


16. Дудки Сигнала и светотехника машины.



17. Позади кабины находится двигательный отсек.
На этом экземпляре он интересен отсутствием задней стенки.

Двигательная установка машины состоит из "спарки" (двух совместно работающих двигателей) ЗИЛ-375.
Хорошо видны между моторами приводы управления самими двигателями и механическими коробками передач.
Приводы работают по бортовой схеме.
Левый двигатель вращает колёса левого борта, а правый - правого.
Из-за использования механических коробок малейшее рассогласование в мощности и оборотах двигателей ведёт к рысканью машины влево-вправо и повышенному износу самих двигателей.
У АКПП такие проблемы были значительно меньше по причине наличия в ней гидротрансформаторов.



18. Нижняя часть машины.
На левом снимке - спереди, на правом - сзади.
Первая и четвёртая ось - управляемые.
Автомобиль полноприводной с колёсной формулой 8 х 8.



19. Колёса с регулировкой давления в шинах. Подкачка требовалась при небольших повреждениях (попадание пули, гвоздь и тп.). Кроме того, снижение давления в шинах используется при преодолении грунтов с низкой несущей способностью - болото, глубокий снег, песок и т.п. При приближении к такому участку водитель выпускал часть воздуха из колёс и тихонько, чтобы не разбортировать шины, преодолевал опасный участок, а затем возвращал давление в шинах к норме. Размер шины 16.00-20(R20), модель И-159, направленная, грязевая, диагональная. Производство - Ярославский шинный завод.



20. Ступицы передней пары колёс, как отмечалось выше, имют дополнительное перфорированное кольцо-ступеньку для посадки экипажа в кабину.



21. Укомплектованная тройка боевых машин систем РСЗО с погодными именами - Град, Ураган, Смерч.



22. Остальные "Стальные стражи" теперь повернулись вправо на 90° и стоят бок о бок ниже по дорожке. Образовавшийся зазор намекает на скорое пополнение коллекции :)


Координаты:
54°12'14.76"С
37°37'1.11"В


Другие РСЗО: