546. Зенитка В-47 (Парк Патриот, Тула)

Редкий образец послевоенной советской автоматической зенитной артиллерии можно увидеть в коллекции тульского парка Патриот. Это В-47 - двухорудийный вариант самого массового советского 37-мм зенитного автомата 61-К. Одно время доступ был свободный, можно было трогать, лазить. Осенью 2020 года экспонат переместили на платформу бронепоезда №16, доступ к которому ещё не открыт. Состояние - хорошее. Дата съёмки - май 2019 - январь 2021 года. 01. 02. Табличка цитирует статью в википедии про 61-К, которая была прародительницей В-47. В том числе взяты два абзаца в которых упоминается В-47. ТТХ в табличке почему-то тоже от 61-К, хотя у В-47 они существенно отличаются по массе, расчёту и скорострельности. Заголовок тоже от 61-К. Выглядит это странно, ведь человек "собиравший" табличку явно знал, что делает её для В-47, но взял ТТХ от другого орудия. Отметки, клейма и шильдики, найденные мной на орудии.
03. Принятая на вооружение перед войной 37-мм зенитная автоматическая пушка 61-К стала самым массовым зенитным автоматом в Красной Армии. Это орудие, так же, было портировано на корабли в виде палубной установки 70-К (артчасть 61-К на палубной платформе) и так же стало самым массовым зенитным автоматом, но уже на флоте. Так же, артиллерийская часть 61-К устанавливалась на грузовое и гусеничное шасси (ЗСУ-37), на бронепоезда и стационарные установки. В 1941 году были факты противотанкового применения 61-К. 04. Не удивительно, что почти сразу появились проекты по увеличению плотности огня этого 37-мм автомата. Однако, первые серийные образцы были приняты на вооружение уже после войны. Морской вариант получил водяное охлаждение стволов и индекс В-11 (принят на вооружение в 1946 году, выпущено 1872 шт.) А наземный был построен на базе двух блоков стволов 61-К, объединённых на одном лафете. Это и была В-47. 05. Я нашёл полторы крошки информации по истории создания, производства и эксплуатации двухорудийной установки. разумно предложил приложиться к первоисточникам. И даже любезно подсказал номер описи 12204 в архиве ГАУ (это здесь?). Похоже, мне действительно стоит поднабрать вопросов по разным малоизвестным образцам техники и заняться чтением оригиналов документов. 06. А пока процитирую Широкорада и его короткий текст, ставший основой для тех самых двух абзацев в википедии. 07. В 1944 году КБ завода им. Ворошилова была спроектирована двухорудийная установка В-47, состоявшая из двух автоматов 61-К на четырёхколёсной повозке. Угол вертикального наведения установки -5°;+87°. Угол горизонтального наведения 360°. Вес установки 2830 кг. Скорость возки до 60 км/ч. 08. В 1945 году была выпущена опытная партия из пяти установок В-47. Испытания установки В-47 затянулись, и лишь в 1948 г. она была принята на вооружение под названием «37-мм автоматическая зенитная пушка В-47». В 1949 году завод № 4 получил заказ на 150 пушек В-47 из которых сдал 78 штук. На этом производство В-47 и закончилось. (Широкорад А.Б. Энциклопедия советской артиллерии. стр.804., изд. Харвест, 2000 г.) 09. Дополнительно, я спросил в самом музее о том, что им известно об этом орудии. Мне очень быстро и подробно ответили: Здравствуйте! Выпустили данный экземпляр в 1954 г., да что немного странно, во всей литературе идет дата 1949 г., но на орудии и по документам год создания 1954 г. Стояла на вооружении на Дальнем Востоке. Затем в 1975 г. прошла кап ремонт. И после ремонта ее отправили на консервацию, скорее всего там же, точной информации нет. В 2018 г. Министерство обороны передало орудие нам. Данное орудие является серийным экземпляром! (@parkpatriottula) Рекомендую, кстати, официальный аккаунт тульского парка Патриот. Живой, активный и очень разнообразный. 10. Более никаких подробностей по этому орудию мне найти не удалось. Поэтому переходим к деталям. 11. Верхняя часть В-47.
12. Нижняя часть В-47.
13. Артиллерийская аллея в декабре 2019 года. В-47, ЗИС-3, Д-44, Д-48Н, БС-3, М-30, МЛ-20, Д-20. 14. К январю 2021 года из-за реконструкции эта часть экспозиции парка сократилась до ЗИС-3, Д-44 и Д-48Н. В-47 и МЛ-20 уехали к бронепоезду, а куда делись остальные я пока не знаю. Координаты: 54°11'18.20"С 37°39'28.11"В