529. Маневровый тепловоз ТГМ23В48-2097 (Щёкино)

Небольшой маневровый тепловоз типа ТГМ23 с двумя железнодорожными цистернами стоит у платформы станции Щёкино. Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охрана должна быть где-то неподалёку. Состояние памятника - хорошее. Дата съёмки - 12 июня 2020 года. 01. 02. Табличка содержит основные характеристики данного типа. Непосредственно к локомотиву относится только информация о его подготовке к экспозиции в Узловой в 2016 году. 03. На кабине написано, что тепловоз имел отношение в расположенному неподалёку ОАО "Щёкиноазот". На этом крупном химическом комбинате очень развитая сеть железнодорожных путей и много подвижного состава. 04. Полное наименование тепловоза ТГМ23В48-2097. Он относится к семейству ТГМ23 - серийных советских трёхосных маневровых тепловоз с гидропередачей. ТГМ23 расшифровывается как - тепловоз с гидравлической передачей, маневровый, 23-й тип. 05. Дополнительный буквенный индекс "В" означает то, что в качестве двигателя использован дизель 1Д12-400Б. Цифра 48 - служебный вес в тоннах. 06. Серия ТГМ23 выпускалась в разных модификациях с 1962 года. Последний известный на сегодняшний день экземпляр (ТГМ23Д44-529) отправлен заказчику в 2019 году. 07. Тепловоз имеет по три колёсные пары бандажного типа с противовесами и пальцами для спарников. Диаметр новых колёс составляет 1 050 мм. Отбойный вал, в отличие от тепловозов серии ТГМ1, расположен между первой и второй колесными парами. За эту особенность тепловоз получил прозвище «хромая собака» (отсутствует необходимая для симметрии четвёртая колёсная пара). Нажатие тормозных колодок на колёса одностороннее, имеется только один тормозной цилиндр. 08. Под капотом скрывается 12-цилиндровый V-образный дизель, прямой наследник танкового дизеля В-2 от Т-34. Мощность двигателя 1Д12-400Б, устанавливавшегося в ТГМ23В48 - 400 л.с. 09. Капот двигателя заужен, по сравнению с кабиной, и оставляет место для наружных боковых проходов. 10. Вентиляция радиатора сделана по-танковому - на крыше корпуса. 11. Путеочиститель (скотоотбойник) и стандартная автоматическая сцепка СА-3. 12. Три оси тепловоза. Между первой и второй осью виден отбойный вал с мотылём (противовесом). Вал и оси соединены тягами спарниками. Передача мощности между двигателем и отбойным валом у ТГМ23 - гидродинамическая. То есть, дизельный двигатель приводит в действие насос гидросистемы, который перекачивает жидкость, которая, в свою очередь, вращает турбину гидравлического двигателя и связанный с ней отбойный вал. В этой схеме нет механической связи дизельного двигателя и движущих осей тепловоза, поэтому возможно более плавное изменение скорости и тягового усилия, а так же движение на низких скоростях. При этом, дизель работает в режиме близком к оптимальному, что экономит его ресурс и топливо. 13. Колесо ведущей оси. Красным цветом выделена ось. Белым цветом выделен съёмный бандаж. Спарник навешен на палец и зафиксирован гайкой. Напротив пальца - прямо в теле колеса отлит балансировочный противовес. С левой стороны к колесу прижата колодка тормозного привода (тормоза у ТГМ23 односторонние). С правой стороны к колесу подведена трубка песочницы (устройства высыпающего на рельсы песок, для повышения сцепления колёс и рельсов). 14. К тепловозу прицеплены две цистерны для химикатов. Но они интересны сами по себе, поэтому я про них расскажу отдельно в другой раз. Координаты: 54° 0'37.47"С 37°30'5.63"В