Гаубица М-30 (Тюмень)

Около Тюменского областного управления ФСИН некоторое время назад появилась гаубица М-30. Она стоит в углу между зданием управления (Тюмень, Ялуторовская 42а) и проходными местного СИЗО-1. Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охрана в десяти метрах. Состояние памятника - отличное. Что он здесь делает узнать не удалось. Есть ли он на месте на момент публикации - мне тоже неизвестно. Дата съёмки - 24 февраля 2018 года. Автор снимков - Наталья Мельник. 01. 02. 122-мм гаубица образца 1938 года (М-30, индекс ГАУ — 52-Г-463) — советская гаубица периода Второй мировой войны. Серийный выпуск орудия начался в 1939 и закончился в 1955 годах. Произведено 19266 штук. Гаубицы М-30 прошли всю Великую Отечественную и большинство войн после неё. Эти орудия до сих пор находятся на хранении у Российской армии, стоят на вооружении Китая и ряда других стран (в основном третьего мира). 03. Гаубица М-30 входила в штатное обеспечение большинства артиллерийских полков Красной и Советской Армии, устанавливалась на самоходные установки. Самым массовым самоходом-носителем М-30 была СУ-122 на базе Т-34 - выпущено 638 штук. В 1943 году в номенклатуру боеприпасов орудия добавился кумулятивный снаряд и гаубица получила мощные противотанковые возможности. 04. Раздвижные станины орудия - одно из основных улучшений, которые получила М-30 по сравнению с однобрусными лафетами предшественников. 05. Правая сторона казённой части. 06. Поршневой затвор. Маркировка почти полностью закрашена. 07. Левая сторона - прицельные приспособления (барабан, уровни) а так же все таблички тоже тщательно закрашены напрочь. 08. При этом явно видно, что орудие недавно снято с хранения. Все тонкие жестяные коробочки ещё целые. 09. Например, вот этот контейнер очень быстро прогнивает напрочь, что легко заметно на памятниках старше 30 лет (вот так). 10. Эта М-30 прошла модернизацию колёсного хода с заменой оригинальных тонких артиллерийских колёс на золёса от грузовика ЗиЛ-131. Такое я уже видел в Луховицах. Интересно, что и на этом орудии "ёлочки" протектора направлены в разные стороны (см. фото 3, там это превосходно видно). Похоже, что этому есть какая-то армейская причина. Координаты: 57° 8'51.05"С 65°32'15.33"В