Штурмовик Ил-2 (Воронеж)

В городе Воронеже на улице Героев Стратосферы у проходных Воронежского Акционерного Самолётостроительного Общества (ВАСО) стоит памятник самому лучшему и самому массовому штурмовику Второй Мировой войны - самолёту Ил-2. Доступ свободный, можно смотреть. Охраны нет. Состояние памятника - хорошее. Дата съёмки - 02 сентября 2017 года. 01. Все фото кликабельны до 3648х2736. 02. На постаменте большая табличка: САМОЛЁТ ИЛ-2 Установлен 9 мая 1979 года в честь трудового подвига Воронежских самолётостроителей в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов. 03. Это настоящий восстановленный самолёт, не макет. В 1978 году он был поднят из болота под посёлком Ракитное в Белгородской области. Операцию по поиску и подъёму самолёта осуществляли воронежские поисковики-энтузиасты. Об этом был снят небольшой фильм "Это было под Ракитным", посмотреть который можно в конце этого рассказа. 04. Поиск по обнаруженным документам позволил определить имена погибших лётчиков, дату и обстоятельства их гибели. 05. Выписка из списка безвозвратных потерь офицерского и сержантского состава 50 Краснознамённого отдельного разведывательного авиаполка за период с 1.9 по 10.Сентября 1943 года: 1.9.43 г. при перелете на новое место базирования на с-те ИЛ-2, пройдя бреющим над с.Ракитное на высоте 50-70 метров при развороте сорвался в штопор и врезался в болото. Погиб в болоте. 06. В двухместном самолёте летело три человека, возможно, что нарушение центровки из-за того, что техник летел в задней части фюзеляжа, послужило причиной потери продольной устойчивости при манёвре и привело к падению самолёта. 07. Экипаж самолёта состоял из молодых, но уже опытных кадровых офицеров: - Командир звена, Лейтенант Бобель Александр Васильевич, 1916 г.р.; - Штурман звена, Лейтенант Чирков Александр Яковлевич, 1922 г.р.; - Техник звена, Старший Техник Лейтенант Тюфяков Александр Агафонович, 1910 г.р. 08. К маю 1979 года самолёт был восстановлен на Воронежском авиазаводе путём приведения его к варианту Ил-2М (Ил-2 тип 3, Ил-2 КСС) и установлен в сквере у проходных завода. 09. Ил-2 (по кодификации НАТО: Bark) - советский штурмовик времён Второй Мировой войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Самый массовый боевой самолёт в истории, было выпущено более 36 тысяч штук. Конструкторы называли разработанный ими самолёт «летающим танком». Пилоты-истребители люфтваффе прозвали Ил-2 «бетонным самолётом» (нем. Betonflugzeug). По утверждению некоторых советских авторов, солдаты вермахта называли его «чумой» (нем. Schwarzer Tod, дословно: «чёрная смерть»). Ил-2 принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, а также в Советско-Японской войне. Двигатель самолёта АМ-38Ф - поршневой, 12-цилиндровый с 60° V-образным развалом цилиндров жидкостного охлаждения, мощностью в различных вариантах от 1620 до 1720 л. с., разработан в ОКБ Микулина. 10. Интересный элемент в конструкции двигателя - фильтр ЦАГИ. Это специальный пылезащищённый цилиндрический воздухозаборник, размещённый у корня правого крыла. Такое расположение позволило облегчить его обслуживание и позволило безопасно разместить потенциально уязвимое отверстие в бронекорпусе для воздуховода сделав его с боковой стороны у крыла, а не спереди, сверху или снизу. 11. Хвостовое оперение самолёта. 12. Крыло со стрелкой. Появилось на серийных двухместных машинах в 1944 году. Для улучшения центровки самолёта Ил-2 концы консолей крыла поданы назад, что вернуло центровку самолёта до центровки одноместного самолёта Ил-2, то есть до 28,0 %. Вместо деревянного крыла произведена установка металлического крыла, которое повышало живучесть и улучшало ремонтно-эксплуатационные качества Ил-2. 13. Вооружение самолёта состояло из двух пушек в консолях крыла (первоначально — 20 мм ШВАК, в основной серии — 23 мм ВЯ, в противотанковом варианте — 37 мм), испытывался образец с пушками 45 мм. Так же в крыле устанавливалось два пулемёта ШКАС. В качестве оборонительного вооружения на двухместных вариантах устанавливался пулемёт УБТ калибром 12,7 мм. Под крылом устанавливались пусковые на 4 или 8 реактивных снарядов РС-82 или РС-132. 14. Между гондолами шасси и фюзеляжем подвешивались бомбы - суммарно 400 кг, а в перегрузе 600. Помимо фугасных бомб (как на этом экземпляре), могли подвешиваться контейнеры с 48 противотанковыми авиабомбами ПТАБ 2,5-1,5. Фильм "Это было под Ракитным" о поиске и подъёме этого самолёта Ил-2 из болота в 1978 году: https://www.youtube.com/watch?v=bsYPFsdOjwc Координаты: 51°38'11.53"С 39°14'50.07"В