Танк Т-34-85 (М4, 725 км.)

Памятник-танк Т-34-85 находится в Воронежской области на 725-м километре автодороги М4 на правой стороне направления "на Москву". Соответственно, попасть к нему проще всего при движении по М4 на север. Вскоре после проезда города Богучар будет развязка Филоново/Свобода. Памятник через два километра после этой развязки. Рядом расположена большая бесплатная парковка. Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет. Состояние памятника - скорее хорошее. Дата съёмки - 15 сентября 2017 года. 01. Все фото кликабельны до 3648х2736. 02. Здесь в декабре 1942 года, осуществляя операцию "Малый Сатурн", Первая гвардейская армия, 17 и 24 танковые корпуса вели победоносные бои, положившие начало освобождению среднего Дона от немецко-фашистских захватчиков. 03. Среднедонская операция ("Малый Сатурн") была частью Сталинградской операции и началась 16 декабря 1942 года, через 4 дня после окружения 6-ой армии фельдмаршала Паулюса. Целью этого наступления было предотвращение готовящегося прорыва Сталинградского котла группирующимися немецкими силами. 17 декабря четыре советских танковых корпуса прорвали фронт в этих местах и начали победоносный прорыв в направлении Ростова-на-Дону. К 30-му декабря 1942 года цели операции были полностью достигнуты. Немецкие, итальянские и румынские армии были разбиты и взяты в плен. Участь 6-ой армии Паулюса была решена и 31 декабря 1942 года он сам, а затем и его армия сдались в плен. Схема операции. Памятник находится там где надпись "1 СА". 04. На постаменте стоит Т-34-85. В данном случае это танк-символ. Танки этого типа выпускались с января 1944 года и не могли принимать участие в "Малом Сатурне". До начала 2000-х годов этот памятник стоял на "старой" М4 в четырёх километрах к югу от села Верхний Мамон. К Филоново его перенесли при расширении автодороги. 05. В справочнике LEGION AFV по поводу этого танка сказано: Судя по внешним признакам, это машина завода №183 выпуска 1946 года. 06. Т-34-85 был разработан для повышения боевых качеств танка Т-34. Была установлена новая башня с более мощным орудием. Изменена конструкция ряда узлов и механизмов. При этом была сохранена высокая подвижность и манёвренность машины. Данная модернизация позволила Т-34-85 сохранить своё место лучшего среднего танка на всём протяжении Второй Мировой Войны. 07. Т-34-85 выпускался в СССР с 1944 по 1950 годы, а также в Чехословакии (1952-1958) и Польше (1953-1955). Всего было выпущено 30579 таких танков, а с учётом предыдущей модели Т-34-76 - около 65800 штук. Советский Т-34 - самый массовый танк в мире. 08. На этот памятник легко можно забраться. И увидеть, что крышка трансмиссионного отделения отсутствует, что даёт возможность чуть больше, чем обычно, узнать о конструкции танка. 09. Хорошо видна коробка передач. 10. Здесь был дизельный двигатель В-2-34. 11. Выхлопная труба, а под ней большой цилиндр - правый бортовой фрикцион с тормозной лентой. 12. Башня танка смотрит на автотрассу. 13. Литьевой номер башни 4037. 14. Командирская башенка. Крыша поворотная, состоит из двух частей. Часть побольше (без отверстий) крышка командирского люка. Она откидывается вверх и командир может вести наблюдение за обстановкой лично, например в походных условиях. В центральном отверстии второй части устанавливался перископический смотровой прибор, используемый командиром в бою. Сейчас вся эта конструкция повёрнута на 135 градусов влево от типового положения "командир смотрит вперёд". 15. По бокам командирской башенки пять смотровых приборов. Это узкие щели в броне, прикрытые изнутри защитным стеклом. 16. Башенный люк для остального экипажа. 17. Ещё один малозаметный элемент конструкции. С шахты подвески снята крышка и видна верхняя часть "свечи" Кристи. Всего таких шахт с крышками на верхней детали корпуса Т-34 восемь штук. 18. Любопытно, что на правом борту танка все опорные катки со штампованными дисками и наружной амортизацией. Такие выпускались с 1944 года. 19. А на левом борту все пять опорных катков - послевоенные литые. Координаты: 50° 3'11.30"С 40°27'49.69"В