Памятник водителям на 744-км Чуйского тракта (Республика Алтай).
Рядом расположена бесплатная парковка.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - удивительное.
Дата съёмки - 23 августа 2020 года.
Автор фото - Наталья Мельник.
01.
02. Мемориал посвящён водителям-первопроходцам этой дороги, надёжно связавшей в первой половине ХХ-го Советский Союз, Монголию и Китай.
Больше тысячи лет на месте этой дороги был Мунгальский тракт, которым пользовались для торговли китайцы, монголы и другие народы и государства.
По горам шла узкая горная вьючная тропа, во многих местах которой с трудом могли разминуться два всадника.
А там где не могли - один из караванщиков шёл вперёд до широкого места и клал свою шапку прямо на тропу, затем возвращался и шёл уже с животными, забирая шапку после прохода узости.
Своеобразный семафор.
В начале ХХ-го века царским правительством были предприняты меры по расширению дороги, получившей название Чуйский тракт, для обеспечения возможности проезда на телегах.
Дорога была расширена до 3.5 метров, а в узких местах (бомах, где обрывистые скалы вдавались в реку) до 2.5 метров.
В некоторых местах были организованы паромные переправы.
А кое-где даже построены мосты.
В 1914-1916 годах были проведены проектные работы при которых инженерами была определена новая трассировка дороги, которая практически совпадает с нынешней, и исключала некоторые особо сложные места.
В 26 мая 1922 года было принято постановление правительства по которому Чуйский тракт получил статус дороги государственного значения.
Первые автомобили прошли по тракту в 1925 году.
Но ещё 10 лет шло активное строительство дорожного полотна, выравнивание, отсыпка гравием, устранение самых опасных участков, возведение мостов.
Строили дорогу местные жители и заключённые 7-го отделения сибирских лагерей.
1 января 1935 года Чуйский тракт был сдан в эксплуатацию.
Временам освоения Чуйского тракта и первым годам автомобильных перевозок по нему посвящена песня на слова местного поэта Михаила Михеева.
Дальше будут спойлеры, поэтому лучше послушать песню в этом видео, прежде чем продолжать (начало на 1:17).
В главных героях произведения собирательный образ двух шофёров - парня Кольки Снегирёва и девушки Раи.
Колька Снегирёв предлагал Рае выйти за него замуж, но та сказала, что примет предложение, только если он сможет опередить её на горной дороге.
Осложняло это условие и то, что у Кольки была медленная трёхтонка АМО, а у Раи быстрый лёгкий Форд.
Колька рискнул и упал с обрыва.
А Рая потом жалела о своих словах.
В реальности, прототипы главных героев Николай Ковалёв и девушка по имени Ираида поженились и прожили долгую совместную жизнь.
03. Нынешняя автодорога Р256, носящая название Чуйский тракт начинается в Новосибирске и через Барнаул, Бийс и Горно-Алтайск идёт до границе с Монголией.
Общая протяжённость дороги 968 километров.
В 2014 году журнал National Geographic включил Чуйский тракт в список из десяти самых красивых автодорог мира.
04. Первоначально, автомобильная дорога выглядела вот так.
Узкая однополосная с разъездами, крутыми поворотами и опасными обрывами.
05. В наши дни таких участков больше не осталось и современный Чуйский тракт - это хорошая асфальтированная двухполосная дорога, проезд по которой больше не требует особого водительского мастерства, кроме, пожалуй, несколько повышенного внимания и аккуратности в манёврах.
А в память о "тех временах" был построен памятник "Кольке Снегирёву".
Первый вариант был установлен друзьями Николая Ковалёва в конце 1970-х годов и представлял собой старый руль и несколько деталей автомобиля сваренных вместе.
В 2012 году по инициативе местных властей этот памятник был передан(?) в музей Чуйского тракта в Бийске, а на его месте построен новый.
06. Первоначально на постаменте стоял автомобиль ГАЗ-51.
В 2014 году вместо него установили автомобили ГАЗ-ММ и Ford GPW.
07. ГАЗ-ММ здесь символизирует автомобиль АМО.
Кстати, хороший вопрос, какой АМО упоминался в песне?
Самые подходящие вариант - АМО-2 или АМО-3, хотя их грузоподъёмность всего 2500 кг, а не три тонны.
Предыдущая модель - АМО-Ф-15, производившаяся в 1924-1931 годах, была полуторатонной.
Следующая машина, которую сделали на основе АМО-3, уже несла обозначение ЗИС-5 и была, как раз, трёхтонкой.
Выпускались АМО-2 и АМО-3 в 1930-1933 годах, что примерно соответствует датировке событий.
08. Самое интересное, что машина Раи - Форд, вероятнее всего была одним из первых автомобилей завода ГАЗ, который как раз и был советской копией американского автомобиля Ford AA (1930 год).
А ГАЗ-ММ его прямой наследник.
То есть, Рая (а не Колька) ездила на такой машине.
09. Создатели памятника не пожалели настоящий ГАЗ, который полностью укомплектован, включая остекление и запасное колесо.
10. Удивительно, но даже двигатель на месте.
11. По отсутствию ржавчины и сквозной коррозии я предположу, что перед нами хорошо и недавно отреставрированный оригинал или очень качественная реплика.
12. Догоняет ГАЗ - классический внедорожник периода Второй Мировой.
Многие считают, что это Willys MB, но это его клон, выпускавшийся параллельно на заводе Форд и давший название целому классу машин - Ford GPW.
13. Отличная машина, выпущенная в количестве более 600 тысяч экземпляров (Willys MB + Ford GPW).
Производилась в 1941-1945 годах.
Воевала на всех фронтах Второй Мировой и во многих последующих войнах.
Массово поставлялась по ленд-лизу в СССР.
14. В Советском Союзе это был первый столь простой и удобный для военных полноприводный автомобиль малого класса, грузоподъёманостью 250 кг.
Виллисы и Форды использовались в качестве командирских и санитарных автомобилей, были тягачами лёгкой артиллерии.
15. С оглядкой на эти машины были разработаны советские автомобили ГАЗ-64, ГАЗ-67 и их послевоенные наследники ГАЗ-69 и УАЗ-469.
16. О том, что это именно Ford можно прочитать на сохранившихся табличках.
Здесь не очень хорошо видно, но добрые люди опубликовали на гуглокартах более чёткие снимки (1 и 2) на которых можно различить дату выпуска (10 июня 1943 года) и серийный номер машины (123290).
17. Абсолютно настоящий, совершенно живой и очевидно боевой Ford GPW открыт всем ветрам дождям и солнцу посреди Чуйского тракта на мемориале Кольке Снегирёву.
77 лет машине.
ГАЗу, если он оригинальный, ещё больше.