Памятник Кольке Снегирёву (Чуйский тракт,744-км)

Памятник водителям на 744-км Чуйского тракта (Республика Алтай). Рядом расположена бесплатная парковка. Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет. Состояние памятника - удивительное. Дата съёмки - 23 августа 2020 года. Автор фото - Наталья Мельник. 01. 02. Мемориал посвящён водителям-первопроходцам этой дороги, надёжно связавшей в первой половине ХХ-го Советский Союз, Монголию и Китай. Больше тысячи лет на месте этой дороги был Мунгальский тракт, которым пользовались для торговли китайцы, монголы и другие народы и государства. По горам шла узкая горная вьючная тропа, во многих местах которой с трудом могли разминуться два всадника. А там где не могли - один из караванщиков шёл вперёд до широкого места и клал свою шапку прямо на тропу, затем возвращался и шёл уже с животными, забирая шапку после прохода узости. Своеобразный семафор. В начале ХХ-го века царским правительством были предприняты меры по расширению дороги, получившей название Чуйский тракт, для обеспечения возможности проезда на телегах. Дорога была расширена до 3.5 метров, а в узких местах (бомах, где обрывистые скалы вдавались в реку) до 2.5 метров. В некоторых местах были организованы паромные переправы. А кое-где даже построены мосты. В 1914-1916 годах были проведены проектные работы при которых инженерами была определена новая трассировка дороги, которая практически совпадает с нынешней, и исключала некоторые особо сложные места. В 26 мая 1922 года было принято постановление правительства по которому Чуйский тракт получил статус дороги государственного значения. Первые автомобили прошли по тракту в 1925 году. Но ещё 10 лет шло активное строительство дорожного полотна, выравнивание, отсыпка гравием, устранение самых опасных участков, возведение мостов. Строили дорогу местные жители и заключённые 7-го отделения сибирских лагерей. 1 января 1935 года Чуйский тракт был сдан в эксплуатацию. Временам освоения Чуйского тракта и первым годам автомобильных перевозок по нему посвящена песня на слова местного поэта Михаила Михеева. Дальше будут спойлеры, поэтому лучше послушать песню в этом видео, прежде чем продолжать (начало на 1:17). В главных героях произведения собирательный образ двух шофёров - парня Кольки Снегирёва и девушки Раи. Колька Снегирёв предлагал Рае выйти за него замуж, но та сказала, что примет предложение, только если он сможет опередить её на горной дороге. Осложняло это условие и то, что у Кольки была медленная трёхтонка АМО, а у Раи быстрый лёгкий Форд. Колька рискнул и упал с обрыва. А Рая потом жалела о своих словах. В реальности, прототипы главных героев Николай Ковалёв и девушка по имени Ираида поженились и прожили долгую совместную жизнь.
03. Нынешняя автодорога Р256, носящая название Чуйский тракт начинается в Новосибирске и через Барнаул, Бийс и Горно-Алтайск идёт до границе с Монголией. Общая протяжённость дороги 968 километров. В 2014 году журнал National Geographic включил Чуйский тракт в список из десяти самых красивых автодорог мира. 04. Первоначально, автомобильная дорога выглядела вот так. Узкая однополосная с разъездами, крутыми поворотами и опасными обрывами. 05. В наши дни таких участков больше не осталось и современный Чуйский тракт - это хорошая асфальтированная двухполосная дорога, проезд по которой больше не требует особого водительского мастерства, кроме, пожалуй, несколько повышенного внимания и аккуратности в манёврах. А в память о "тех временах" был построен памятник "Кольке Снегирёву". Первый вариант был установлен друзьями Николая Ковалёва в конце 1970-х годов и представлял собой старый руль и несколько деталей автомобиля сваренных вместе. В 2012 году по инициативе местных властей этот памятник был передан(?) в музей Чуйского тракта в Бийске, а на его месте построен новый. 06. Первоначально на постаменте стоял автомобиль ГАЗ-51. В 2014 году вместо него установили автомобили ГАЗ-ММ и Ford GPW. 07. ГАЗ-ММ здесь символизирует автомобиль АМО. Кстати, хороший вопрос, какой АМО упоминался в песне? Самые подходящие вариант - АМО-2 или АМО-3, хотя их грузоподъёмность всего 2500 кг, а не три тонны. Предыдущая модель - АМО-Ф-15, производившаяся в 1924-1931 годах, была полуторатонной. Следующая машина, которую сделали на основе АМО-3, уже несла обозначение ЗИС-5 и была, как раз, трёхтонкой. Выпускались АМО-2 и АМО-3 в 1930-1933 годах, что примерно соответствует датировке событий. 08. Самое интересное, что машина Раи - Форд, вероятнее всего была одним из первых автомобилей завода ГАЗ, который как раз и был советской копией американского автомобиля Ford AA (1930 год). А ГАЗ-ММ его прямой наследник. То есть, Рая (а не Колька) ездила на такой машине. 09. Создатели памятника не пожалели настоящий ГАЗ, который полностью укомплектован, включая остекление и запасное колесо. 10. Удивительно, но даже двигатель на месте. 11. По отсутствию ржавчины и сквозной коррозии я предположу, что перед нами хорошо и недавно отреставрированный оригинал или очень качественная реплика. 12. Догоняет ГАЗ - классический внедорожник периода Второй Мировой. Многие считают, что это Willys MB, но это его клон, выпускавшийся параллельно на заводе Форд и давший название целому классу машин - Ford GPW. 13. Отличная машина, выпущенная в количестве более 600 тысяч экземпляров (Willys MB + Ford GPW). Производилась в 1941-1945 годах. Воевала на всех фронтах Второй Мировой и во многих последующих войнах. Массово поставлялась по ленд-лизу в СССР. 14. В Советском Союзе это был первый столь простой и удобный для военных полноприводный автомобиль малого класса, грузоподъёманостью 250 кг. Виллисы и Форды использовались в качестве командирских и санитарных автомобилей, были тягачами лёгкой артиллерии. 15. С оглядкой на эти машины были разработаны советские автомобили ГАЗ-64, ГАЗ-67 и их послевоенные наследники ГАЗ-69 и УАЗ-469. 16. О том, что это именно Ford можно прочитать на сохранившихся табличках. Здесь не очень хорошо видно, но добрые люди опубликовали на гуглокартах более чёткие снимки (1 и 2) на которых можно различить дату выпуска (10 июня 1943 года) и серийный номер машины (123290). 17. Абсолютно настоящий, совершенно живой и очевидно боевой Ford GPW открыт всем ветрам дождям и солнцу посреди Чуйского тракта на мемориале Кольке Снегирёву. 77 лет машине. ГАЗу, если он оригинальный, ещё больше. Координаты: 50°21'10.61"С 87° 3'20.88"В