49. Система аварийного спасения ракеты-носителя Союз (Байконур)
На постамент установлен блок двигателей системы аварийного спасения (САС) ракеты-носителя Союз.
Находится памятник в городе Байконур (Казахстан) на территории Лицея "Международная космическая школа им. В.Н. Челомея".
Доступ свободный, можно трогать. Охраны нет.
Состояние памятника - хорошее.
Дата съёмки - 11 июля 2015 года.
01.
02. САС установлена в 1990 г.
Она привезена с плаца площадки 2 (Гагаринский старт) и принадлежит к серии двигательных установок системы аварийного спасения кораблей "Союз М" (программы "Союз-Аполлон").
03. Система аварийного спасения используется при аварии ракеты-носителя на старте или на начальном этапе полёта.
При срабатывании САС, верхняя часть ракеты, в которой находится экипаж, отделяется от остальной конструкции и очень быстро отлетает вверх и в сторону.
Для резкого разгона используются твёрдотопливные ускорители - собственно блок ТТУ и стоит здесь как памятник.
Нижнее кольцо больших круглых дюз - основной двигатель САС, который спасает космонавтов.
Верхнее кольцо с маленькими соплами используется, когда ракета набирает высоту и скорость достаточные для спасения экипажа штатными средствами космического корабля.
Тогда штанга САС отстреливается и уводится этими маленькими двигателями в сторону от поднимающейся всё выше и выше ракеты.
(посмотреть САС на штатном месте - головном обтекателе РН)
САС неоднократно срабатывала в нештатных ситуациях при запусках РН "Союз" и "Протон".
Несколько раз система спасала полезную нагрузку беспилотных ракет и два раза - космонавтов.
Следует отметить, что в комплекс системы аварийного спасения входит не только этот блок, но и некоторые другие элементы ракеты.
Первый:
Корабль "Союз-18-1" стартовал с космодрома Байконур 5 апреля 1975 года.
Миссия — доставка экипажа на станцию Салют-4 (второе посещение).
Из-за отказа третьей ступени полёт закончился в аварийном режиме.
На 261-й секунде полёта по программе должно было произойти отделение второй ступени ракеты, однако это не случилось, ракету стало раскачивать.
Сработала система аварийного спасения, отстрелившая возвращаемый аппарат.
К этому моменту блок двигателей САС уже был давно отстрелен, корабль набрал большую скорость и высоту.
Поэтому активация САС выглядела как разделение третьей ступени и космического корабля, а затем, разделение самого космического корабля на три части с уводом спускаемого аппарата на штатную траекторию посадки на землю.
При этом, из-за высокой угловой скорости спускаемого аппарата (закрутки) произошёл сбой осевой стабилизации и вход в атмосферу и он сориентировался вверх ногами.
В результате, во время спуска космонавты испытали пиковую перегрузку около 20,6 g в нештатном положении (повиснув на ремнях, а не опираясь на ложементы кресел).
Посадка произошла в малонаселённом районе Горного Алтая.
Экипаж был эвакуирован только на следующий день.
Оба космонавта выжили и вернулись к лётной работе.
Второй случай, когда были спасён экипаж:
"Союз Т-10-1" должен был доставить третью основную экспедицию к орбитальной станции "Салют-7", но за 48 секунд до старта произошло возгорание топлива ракеты-носителя, после чего по команде от наземного ЦУПа активировалась система аварийного спасения, отстрелившая спускаемый аппарат с экипажем, который через 5 минут 13 секунд полёта по баллистической траектории и спуска на парашюте приземлился примерно в 4 километрах от стартового комплекса.
В истории космонавтики это был единственный случай, когда отстрел спасательной капсулы с космонавтами произошёл на стартовом столе
Во время выполнения предстартовых процедур за 90 секунд до запланированного старта вышел из строя клапан "ВП-5", отвечавший за смазку в системе подачи топлива в газогенераторы турбонасосных агрегатов блока "В" первой ступени ракеты-носителя.
Это привело к перегреву, а затем и к возгоранию насоса, что вызвало взрыв топлива.
Дозаправочные мачты еще не отошли, а весь стартовый стол уже был охвачен огнём.
Взрыв уничтожил часть кабелей, передающих данные о функционировании ракеты, поэтому лишь спустя 20 секунд после возникновения нештатной ситуации технический персонал заметил возгорание, и за 10 секунд до предполагаемого старта операторы задействовали систему аварийного спасения. Произошёл отстрел капсулы, и капсула с космонавтами полетела прочь от ракеты, которая через две секунды после отстрела развалилась, рухнув вниз, в приямок стартового стола.
В течение четырёх секунд работы твердотопливных двигателей системы аварийного спасения космонавты испытали перегрузки от 14 до 18 g, поднявшись на высоту 650 метров и затем по инерции ещё до 950 метров, где произошло раскрытие парашюта.
Через 5 минут капсула с космонавтами приземлилась в четырёх километрах от места аварии.
Ещё через 15 минут на место приземления прилетел вертолёт с врачами и спасателями.
Схема этого спасения:
UPD2020:
Третий случай срабатывания системы аварийного спасения пилотируемых кораблей произошёл 11 октября 2018 года.
Через две минуты после старта, при отделении боковых блоков (первая ступень) у одного из них (блок Д) произошло неоткрытие крышки сопла увода из-за деформации штока датчика контакта разделения (производственный брак при сборке ракеты на Байконуре).
В результате, частично отделившийся блок Д (нижнее крепление отстрелилось штатно) не отошёл от центрального блока, а начал скользить по его боковой поверхности своим верхним шарниром.
Блок Д повредил бак горючего центрального блока А (первая/вторая ступень).
Из-за утечки давления наддува через пробоины возникла реактивная тяга, воздействующая на ракету в поперечном направлении.
Отклонение превысило возможности системы управления и ракета потеряла стабилизацию по всем осям.
Определив невозможность удержания ракеты на заданном курсе, система управления выдала сигнал Авария носителя и активировала систему аварийного спасения.
Поскольку твердотопливный ускоритель (носовой) к этому моменту был уже отстрелен в дело вступил следующий элемент САС - двигательная группа головного обтекателя, которая при штатном полёте используется для увода сброшенного ГО.
Двигатели ГО увели космический корабль от повреждённой ракеты, после чего произошло отделение спускаемого аппарата и его посадка по штатной схеме.
Оба космонавта выжили и не получили существенных повреждений.
Пуск РН «Союз-ФГ» с ТПК «Союз МС-10»: видео с бортовых камер
04. В состав системы аварийного спасения, помимо двигательной установки системы аварийного спасения (ДУ САС), входят:
- автоматика САС (блоки автоматики, программно-временное устройство, блоки питания, гироприборы, бортовая кабельная сеть);
- двигатели головного обтекателя;
- механизмы и агрегаты САС, размещаемые на головном обтекателе (решетчатые стабилизаторы, ложементы, верхние опоры, механизмы аварийного стыка, противопожарная система, средства отделения блистера оптического визира).
05. Окна лицея, на территории которого расположен памятник, загорожены специальными жалюзи.
Без них в помещении находиться очень жарко.