Памятник "Ракета-носитель Союз" находится на улице Королёва в городе Байконур Кызыл-ординской области республики Казахстан.
Доступ свободный (если так можно сказать о памятнике в закрытом городе), высокий человек может даже потрогать.
Залезть сложно.
Охраны нет.
Состояние памятника - хорошее, недавно отреставрирован.
Дата съёмки - 12 июля 2015 года.
01.
02. На постаменте с 1981 года находится ракета "Союз-У".
"МОНУМЕНТ УСТАНОВЛЕН В ЧЕСТЬ 20-ЛЕТИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ЭРЫ"
"Союз-У" — трёхступенчатая ракета-носитель (РН) среднего класса из семейства Р-7.
Предназначена для выведения на околоземную орбиту космических аппаратов народно-хозяйственного, научно-исследовательского ("Ресурс-Ф", "Фотон") и специального назначения (спутники серии "Космос"), а также пилотируемых и грузовых космических кораблей серий "Союз" и "Прогресс".
Являлсь модификацией ракеты-носителя "Союз".
Отличие РН "Союз-У" от предшественников заключалось в применении двигателей первой и второй ступеней с повышенными энергетическими характеристиками, что позволяло выводить на орбиту больше полезного груза.
РН предназначалась для замены всех остальных ракет семейства Р-7, за исключением РН "Молния", поэтому получила название Союз-Унифицированный.
Эксплуатировалась с 1973 года и является самой массовой в истории (всего произведён 771 пуск).
Первый пуск состоялся 18 мая 1973 года.
По данным производителя - находится в эксплуатации и в 2016 году.
Подтверждённый показатель эксплуатационной надежности ракеты-носителя "Союз-У" составляет 0,985.
Компоновочная схема ракеты:
03. Всего у ракеты три ступени.
То есть, три различные полётные конфигурации, используемые одна за другой.
04. Со старта ракета уходит в том же виде, что и стоит на памятнике (конечно не лежащей, а поднятой в вертикальное положение) .
Её поднимают двадцать маршевых ракетных двигателей (большие красные круглые сопла)
05. Каждая из четырёх внешних групп двигателей имеет собственные баки топлива (керосин) и окислителя (кислород), находящиеся в длинных конусах Боковых блоках (жёлтый низ, белая середина, красный верх).
Комплект из четырёх таких конусов образует "пакет" первой ступени.
Эти блоки называются Ускорители "Б", "В", "Г" и "Д".
Сухая масса конструкции бокового блока составляла не более 3,75 т. В боковые блоки перед стартом заправляли 155—160 тонн топлива и окислителя.
Первая ступень нужна, чтобы оторвать ракету от земли и поднять в верхние слои атмосферы, прорвавшись через плотный приземный слой воздуха.
06. Когда ракета поднималась достаточно высоко (примерно через 118 секунд после старта) боковые блоки отделялись.
Наступало время второй ступени.
Вторая ступень включала массу конструкций центрального блока "А" с полезной нагрузкой и топливом, остающимся в баках блока после окончания работы первой ступени.
Сухая масса конструкции бокового блока "А" составляла не более чем 6 т.
В центральный блок перед стартом заправляли в общей сложности не более чем 90—95 тонн топлива.
Отделение второй ступени происходило примерно на 278 секунде после старта.
Вторая ступень нужна, чтобы доставить ракету к верхней границе атмосферы и разогнать её почти до первой космической скорости.
07. Вторая ступень это центральная труба от низа ракеты до решетчатой конструкции.
На снимке хорошо видно, что боковые блоки и центральный соединены только в двух точках - верхней (красные конусы) и нижней.
08. Решётчатая конструкция - Переходная ферма, отстреливалась вместе с отработавшей второй ступенью.
09. После отделения второй ступени, включался двигатель третьей (Блок "И").
Он разгонял ракету до первой космической скорости (7,9 км/с) и направлял на нужную орбиту.
Максимальное время работы двигателя третьей ступени - 250 секунд.
Получается, что вывод ракеты в космос занимает не более 528 секунд (8 минут и 48 секунд).
10. Третья ступень занимает место от переходной фермы до начала расширения головного обтекателя (и серого кольца, обхватывающего и удерживающего памятник).
Головным обтекателем, чуть более толстым, чем третья ступень, укрыт космический корабль.
Головной обтекатель сбрасывается в верхних слоях атмосферы
11. На самом верху ракеты находитcя тонкая штанга двигателей системы аварийного спасения (САС).
Эта система нужна для спасения экипажа в случае аварии на старте или в начале полёта.
12. При срабатывании САС, космический корабль отделяется от РН и улетает в сторону и вверх.
После чего происходит его посадка на парашюте.
Большие квадратные решётки отклоняются вниз на шарнире и выполняют роль стабилизаторов (как перья на стрелах).
13. Двигатели и управление.
У первой и второй ступеней они находятся вместе, в самой нижней точке ракеты.
14. 20 маршевых двигателей, 12 рулевых и четыре аэродинамических руля.
Четыре одинаковых блока по бокам - первая ступень.
Центральный блок - вторая ступень.
На старте они работают все вместе.
Затем боковые блоки отделяются, оставляя работать только центральный.
15. Четыре больших двигателя - маршевые РД-117 на боковых блоках и РД-118 на центральном - они разгоняют ракету.
Два маленьких - рулевые - управляют её движением по наклону и вращению.
16. Чтобы понять сложность задачи наведения и управления ракетой можно поставить простой опыт.
Возьмите обычный простой карандаш.
Сядьте на пол.
Поставьте карандаш тупым концом на ладонь (не держать пальцами, а именно торцом на раскрытую ладонь).
Встаньте не уронив карандаша и не сжимая ладонь, только на балансировке.
Этот пример очень близок по физической сути к полёту ракеты.
И ракетные двигатели и ваша ладонь толкают длинный цилиндрический предмет вверх.
Центр тяжести предмета гораздо выше той точки, которую вы можете толкать вверх.
Предмет постоянно пытается наклониться и вам приходится непрерывно двигать ладонью, чтобы он хоть как-то сохранял "стоячее" положение.
Вместо движений ладони у ракеты есть качающиеся рулевые двигатели, соединённые с системой управления (СУ), которая отклоняет их в нужный момент.
СУ - аналоговая. Никаких компьютеров, чистая электроника сопротивлений, ёмкостей, индуктивностей и реле.
Цифровые компьютерные системы появились на следующей модификации РН - "Союз-2", успешно летающей с 2004 года.
На снимке хорошо видно красное сопло даигателя, а так же форсунку подачи топлива и окислителя в его центре.
Приводы отклоняющие двигатель видны в левом верхнем углу снимка и на предыдущем кадре.
17. В самом начале полёта, когда воздух ещё достаточно плотный, используются аэродинамические рули - отклоняемые СУ "крылышки".
18. Когда первая ступень отрабатывает до конца происходит отделение боковых блоков.
Штанги с пироболтами, соединяющие боковые блоки.
Пироболты взрывались по команде СУ и блоки отваливались от ракеты.
19. На старте ракета "подвешивалась", а не "ставилась".
За верхнюю часть боковых блоков.
При взлёте боковые опоры стартового стола выходили из разъёма и ракета "освобождалась из оков".
Схема похожа на вертикально установленную зубцами вверх вилку с нанизанной сарделькой.
Если потянуть сардельку вверх, то она соскользнёт почти без усилий.
Система хороша тем, что не требует никакой автоматики и управления.
Ракета пошла вверх и сразу освободилась.
Сама.
20. Скамейка, зелень, ракета и плюс сорок пять.
Координаты:
45°37'41.95"С
63°19'15.46"В