Пушка ЗИС-2 (Байконур)

57-мм противотанковая пушка образца 1941 года (ЗИС-2) установлена в Парке Дома офицеров города Байконур (Казахстан).
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - хорошее.
Дата съёмки - 14 июля 2015 года.
01.

Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. Мемориальный комплекс и вечный огонь.





03. Каменный "кубик" огороженный цепочкой.



04. Вечный огонь не горит.



05. Неожиданно было встретить противотанковую пушку посреди Казахских степей, откуда до любых танков противника тысячи километров.
Космические и ядерные ракеты, поршневые и турбовинтовые самолёты и, даже, паровоз - смотрятся гораздо гармоничней в городе-космодроме.



06. На табличке цитата из wikipedia: 57-мм противотанковая пушка образца 1941 года (ЗИС-2[1]) (индекс ГРАУ — 52-П-271) — советская противотанковая пушка периода Великой Отечественной войны. Данное орудие, разработанное под непосредственным руководством В. Г. Грабина, в 1940 году, являлось, на момент начала серийного производства, самой мощной противотанковой пушкой в мире. Прямо так, со сноской после ЗИС-2.




07. Пушка была настолько мощной, что в 1941 году орудие не имело достойных целей, что и привело к снятию её с производства ("в связи с избыточной бронепробиваемостью" — цитата), в пользу более дешёвых и технологичных пушек. Однако, с появлением в 1942 году новых тяжелобронированных немецких танков "Тигр", производство орудия было возобновлено.




08. На базе ЗИС-2 была создана танковая пушка, это орудие устанавливалось на первые советские серийные противотанковые самоходные артиллерийские установки ЗИС-30. 57-мм пушки ЗИС-2 воевали с 1941 по 1945 год, позже, в течение долгого времени, состояли на вооружении Советской армии. В послевоенное время многие орудия были поставлены за рубеж и, в составе иностранных армий, приняли участие в послевоенных конфликтах. Орудие позднего выпуска с откидным верхним щитом (после 1943 г.)




09. Официальное задание на проектирование 57-мм противотанковой пушки было выдано заводу № 92 в июне 1940 года, а тактико-технические требования к орудию были утверждены несколько позже, 10 сентября, когда работы над орудием были в самом разгаре. Первоначально орудие получило заводской индекс Ф-31. При проектировании орудия Грабиным была использована конструктивно-технологическая схема опытного 76-мм полкового орудия Ф-24, успешно прошедшего полигонные испытания, но не принятого на вооружение. Исходная конструкция была существенно доработана — была изменена конструкция и расположение накатника, применён тормоз отката с постоянной длиной отката, уменьшен максимальный угол возвышения, применены постоянные сошники, внесён ряд иных изменений. Ключевой особенностью новой пушки стало использование длинного (73 калибра) ствола. Одновременно, был решён вопрос с выстрелом — в качестве его гильзы была принята стандартная гильза от 76-мм дивизионной пушки с переобжатием дульца гильзы на калибр 57 мм. Такое решение упрощало производство боеприпасов, а также в будущем позволило почти без изменений использовать затвор ЗИС-2 при создании новой 76-мм дивизионной пушки ЗИС-3.




10. При проектировании классической противотанковой пушки, Грабин столкнулся с проблемой выбора калибра орудия. Расчёты показали бесперспективность калибра 45-мм с точки зрения резкого роста бронепробиваемости. Различными исследовательскими организациями рассматривались калибры 55 и 60 мм, но в итоге было решено остановиться на калибре 57 мм. Орудия данного калибра применялись в царской армии и флоте (пушки Норденфельда и Гочкиса), кроме того, 57-мм пушками Гочкиса были вооружены трофейные английские танки Mark V, состоявшие на вооружении Красной армии (хотя к началу 30-х годов все орудия данного типа были уже и сняты с вооружения).



11. ЗИС-2 обр. 1941 года имели стволы как со свободной трубой, так и моноблоки, ЗИС-2 обр. 1943 года — только моноблоки. Ствол со свободной трубой состоит из кожуха, казённика, свободной трубы, передней и задней обойм. Ствол моноблок состоит из трубы, казённика, муфты, передней и задней обойм. Труба служит для направления полёта снаряда и придания ему вращательного движения, канал трубы разделяется на нарезную часть и патронник, соединяемые коническим скатом, в который при заряжании упирается ведущий поясок снаряда. Нарезная часть имеет 24 нареза постоянной крутизны, длина хода нарезов 30 калибров, глубина нарезов 0,9 мм, ширина нареза — 5,34 мм, ширина поля — 2,1 мм. Камора длиной 505,8 мм, объёмом 2,05 дм3. Длина ствола — 73 калибра (4,16 м).



12. Казённик служит для размещения и закрепления деталей затвора и полуавтоматики, представляет собой массивную стальную отливку. Муфта служит для соединения ствола и казённика. Кожух, передняя и задняя обоймы предназначены для соединения всех деталей ствола, а также для обеспечения крепления ствола и противооткатных устройств.



13. Затвор клиновой с опускающимся вниз клином и полуавтоматикой механического (копирного) типа. Состоит из запирающего, ударного, выбрасывающего механизмов и полуавтоматики. Полуавтоматика затвора (состоящая из закрывающего механизма и копирного устройства) обеспечивает автоматическое открывание и закрывание затвора, заряжание и выстрел происходят вручную. Для производства выстрела служит спусковой механизм кнопочного типа. На этом экземпляре затвор приоткрыт и ствол просматривается насквозь (но сильно забит мусором).



14. Можно пересчитать нарезы и убедиться, что их действительно 24.



15. Механизмы наведения орудия служат для его наводки в вертикальной и горизонтальной плоскости и состоят из подъёмного и поворотного механизмов. Подъёмный механизм секторного типа, размещён с левой стороны орудия. Состоит из червячной и конической передач, шарнирного привода, вала с шестернями и двух секторов, закреплённых на верхнем станке. Поворотный механизм винтовой толкающего типа, размещён с левой стороны орудия, обеспечивает наведение в горизонтальной плоскости вправо на 30 градусов и влево — на 27 градусов. В маховике поворотного механизма смонтирован кнопочный спуск. Усилие на маховике подъёмного механизма составляет около 4 кг, поворотного — около 4,8 кг.



16. Тяга шарнирного привода вертикального наведения выходит из-за щита и соединяется через карданный механизм с червячной передачей (в центре снимка, прикрыта кожухом).



17. Люлька служит для направления движения ствола при откате и накате, а также для размещения противооткатных устройств и представляет собой корытообразную стальную отливку. Противооткатные устройства состоят из гидравлического тормоза отката и воздушно-гидравлического накатника. Тормоз отката смонтирован под стволом, накатник — над стволом; их соединение со стволом осуществляется при помощи передней и задней обойм. Тормоз отката наполняется жидкостью стеол (глицериновая жидкость) или веретённым маслом в количестве 4 л (в пушках обр. 1943 года — 4,4 л), накатник — также стеолом в количестве 4,27 л и воздухом под давлением 25—28 атм (накатник пушек обр. 1943 года заполняется стеолом, а также воздухом либо азотом при начальном давлении 32 атм). Нормальная длина отката составляет 970—1060 мм, предельная — 1100 мм. При выстреле противооткатные устройства откатываются вместе со стволом.



18. Уравновешивающий механизм предназначен для уравновешивания качающейся части орудия (имеющей из-за длинного ствола перевес на дульную часть) относительно цапф люльки, что облегчает работу подъёмного механизма. Механизм пружинный, тянущего типа, смонтирован в двух цилиндрах, закреплённых на верхнем станке. На снимке цилиндры уравновешивающего механизма прямо под люлюкой. Внешне похожие цилиндры у колёс (с острыми штырями) - амортизаторы подвески. Нижний щит в походном положении (поднят, увеличив дорожный просвет).



19. Станины раздвижные, выпускались в двух вариантах: коробчатые (на орудиях обр. 1941 года) и трубчатые (на орудиях как образца 1941 года, так и образца 1943 года). К станинам приварены шкворневые лапы, поручни и кронштейны правИл, а также приклёпаны сошники.



20. Ход орудия состоит из боевой оси с подрессориванием и колёс. Боевая ось прямая, представляет собой балку двутаврового сечения с цилиндрическими концами. Подрессоривание пружинное, собрано в двух цилиндрах, закреплённых на концах боевой оси (см. фото 18). При разведении станин подрессоривание отключается автоматически. Колёса дисковые, от грузового автомобиля ГАЗ-АА, но с изменённой ступицей. Шина заполнена изнутри губчатой резиной.


Координаты:
45°36'54.06"С
63°19'18.67"В