Трактор СХТЗ 15/30 (Глинищево)

Старый советский колёсный трактор СХТЗ 15/30 установлен в селе Глинищи Брянского района Брянской области. Памятник находится в самом центре села у автобусной остановки на главной улице, являющейся частью дороги Р-120 (Орёл - Брянск - Смоленск). Рядом расположена бесплатная парковка. Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет. Состояние памятника - очень крашенное. Дата съёмки - 29 апреля 2018 года. 01. 02. Надпись на табличке: Памятник трудовой славы - трактор, проложивший в 1930 году первую борозду на колхозном поле в Брянском районе, установлен в 1967 году. "Слава механизаторам, проложившим первую борозду на колхозных полях. Пусть вечно живёт в памяти народной Ваш бессмертный подвиг." 03. Наблюдается некоторое несоответствие действительности и текста таблички. Трактора данного типа действительно выпускались советской промышленностью на Сталинградском Тракторном заводе (СТЗ) с 1930 года. Однако, в Харькове (а на капоте стоит логотип ХТЗ) первую машину выпустили только в октябре 1931 года. То есть, или здесь стоит "не тот" трактор про который написано или у "тому" трактору поменяли облицовку двигателя на Харьковскую. 04. СХТЗ 15/30 — марка колёсного трактора, выпускавшегося в СССР с 1930 по 1937 и с 1948 по 1950 годы. 05. В основе конструкции лежит адаптированный под возможности советской промышленности американский трактор McCormick-Deering 15-30, производившийся компанией International Harvester в 1923-1929 годах. Индекс модели 15-30 указывал на её номинальную мощность: 15 л.с. тяги для плуга (мощность на крюке) и 30 л.с. для ременного привода оборудования стоящим трактором (или как там переводится 15 HP drawbar and 30 HP belt power?). Всего было выпущено 157 366 экземпляров McCormick-Deering 15-30. 06. В Советском Союзе никто не скрывал происхождение конструкции машины. Например, в журнале "За рулём" №9 за 1930 год реклама трактора "Интернационал Мак-Кормик Диринг" идёт на второй стороне обложки. А на самой обложке фотография "Первомайская демонстрация на тракторах в колхозе". Шильдики не различимы так что это может быть, как импортный трактор, так и уже советский СТЗ. В той же рекламе упоминается о младшем тракторе линейки International Harvester - Farmall, который в 1934 году станет советским трактором "Универсал-2". 07. Советская версия получила имя СХТЗ 15/30 (по именам заводов СТЗ+ХТЗ и мощности). Всего двумя заводами с 1930 по 1937 годы было выпущено почти 400 тысяч тракторов. Ещё некоторое количество сделал Второй авторемонтный завод в Москве в 1948-1950 годах. Общий объём выпуска за всё время оценивается в 390 500 экземпляров - в два с половиной раза больше, чем оригинальных американских машин. 08. СХТЗ 15/30 стал основой массовой механизации советского сельского хозяйства и в 1930-1940-х годах был самым распространённым в СССР. До него в 1920-х самым массовым был "Фордзон-Путиловец" (36 100 штук), а после него место самого массового трактора занял гусеничный ДТ-54 (957 900 штук), который в 1960-х уступил пальму первенства семейству ДТ-75 (2 520 000 штук). 09. Трактор имел классическую для тракторов компоновку: задние ведущие колёса увеличенного диаметра и передние направляющие уменьшеного диаметра, рамную конструкцию. Керосиновый карбюраторный двигатель мощностью 31,5 л.с. позволял трактору работать с нагрузкой в диапазоне рабочих скоростей от 3,5 до 7,4 км/ч. 10. Брутальные задние колёса с характерными для конструкций 1920-х годов металлическими ободами, спицами и ярковыраженными грунтозацепами. В сети есть современные фото американской версии на резиновых колёсах - трактор и трактор - ничего примечательного. 11. Рулевой привод реализован в виде набора тяг. Любопытно, что на таком же тракторе в посёлке Усть-Кинельский, который снял камрад , рулевая тяга согнута почти под 90 градусов. Торчащий из двигателя большой цилиндр, закрытый крышкой на трёх болтах, это кожух ременного привода для стационарных механизмов. Вместо крышки должен быть большой шкив, но его нет. Ниже кожуха видна тонкая тяга переключения передачи мощности двигателя между ременным приводом и колёсами. 12. Сам двигатель. Топливо керосин, объём 6.3 литра, карбюраторный, верхнеклапанный, жидкостного охлаждения, с пусковой рукояткой (кривой стартёр). Четыре овальных отверстия - тоннели каналов свечей. 13. Левая сторона. Впускная система, выпускная система. Вертикальная труба - воздухозаборник. Такая длинная, потому что работающий трактор всегда в пыли, поэтому воздух стоит брать повыше. Через бочонок фильтра воздух идёт к карбюратору, где смешивается с керосином и попадает в цилиндры. Отработанныце газы (выхлоп) собираются выпускным коллектором и выбрасываются в атмосферу. Отверстие выхлопа видно прямо под горизонтальной частью воздушной трубы. Между двигателем и трактористом большой топливный бак на 70 литров керосина. 14. За трактором прицеплен трёхкорпусный плуг, похожий на П-3-30. 15. Три лемеха с правосторонними отвалами. Два колеса с рулём в передней части. 16. Заднее колесо плуга. Нужно для транспортировки по дороге, чтобы не перепахивать её. В рабочем режиме поднималось. Координаты: 53°18'14.99"С 34° 3'59.05"В