Танк Т-10 (Курган Славы, Минск)

Советский тяжёлый танк Т-10М из экспозиции у Кургана Славы под Минском. Дата съёмки - 02 мая 2018 года. 01. 02. Странная табличка. Указаны характеристики Т-10А, в частности вооружение. 03. А по факту перед нами явный Т-10М. Присутствуют основные внешние признаки, такие как модернизированная башня с элементами установки приборов ночного видения, пушка М-62-Т2 и турель для пулемёта КПВТ. Характерным образом для Т-10М расположены башенные поручни. 04. Тяжёлый танк Т-10 стал самой лучшей версией всех советских тяжёлых танков. Непосредственными его предшественниками были ИС-3 (стоит рядом) и ИС-4. 05. В Т-10 собрали все наработки, требования военных, особенности боевого применения тяжёлых танков в Великой Отечественной. Первым в линейке непосредственных предшественников Т-10 стал ИС-1 с 85-мм орудием. Хорошая платформа, но слабое вооружение почти сразу привели к новой версии - 122-мм ИС-2. Боевое применение показало слабые места и запустило процесс модернизации. Новый корпус, новая башня, модернизированная ходовая - появился ИС-3 с характерной формой верхней лобовой детали - щучьим носом. Параллельно на другом заводе по тем же требованиям создали ИС-4. Более защищённый, но значительно менее надёжный. ИС-1 появился в 1943 году, в том же году сразу за ним появился и ИС-2. ИС-3 пришёл в войска в 1945, сразу после войны. ИС-4 поступил на вооружение Красной Армии в 1946. 06. ИС-1, ИС-2 и ИС-3 к началу 1950-х считались сильно устаревшими, а ИС-4 был слишком тяжёлым (60 тонн) и крайне ненадёжным. 07. Тогда военные вспомнили о начатом проекте модернизации ИС-3 под индексом ИС-5, обновили номер до ИС-8 (цифры 6 и 7 были заняты предыдущими неудачными попытками) и стали разрабатывать его. 08. Улучшили бронирование, изменили ходовую часть и трансмиссию, ограничили боевую массу 50-ю тоннами. Получили машину внешне очень похожую на ИС-3. Испытали и приняли на вооружение в 1953 году. 09. При этом танк переименовали ещё раз. В 1953 году аббревиатура ИС резко стала не модной. Поэтому новый танк получил тип Т-10 (десятый советский тяжёлый танк). Сначала его пушка была аналогична орудиям Д-25 танков ИС-2, 3 и 4, но потом Т-10 модернизировали и он получил пушку М-62-Т2 с эжектором и приметным дульным тормозом. 10. Один из самых простых способов отличить Т-10 и ИС-3 для неспециалиста - пересчитать число опорных катков. У ИС-3 их шесть, а у Т-10 - семь. 11. Двигатель дизельный, в первые варианты Т-10 (Т-10, Т-10А, Т-10Б) ставили В-12-5 (700 л.с.), а при апгрейде до Т-10М использовали более мощный В-12-6 (750 л.с.). Объём 38.8 литра. 12. Ходовая часть Т-10М была обновлена, получилась удачной и вошла в число элементов большинства вариантов послевоенных модернизаций тяжёлых танков и самоходок. 13. Старые танки при модернизации получали опорные катки Т-10, а в некоторых случаях на них ставили и его широкие гусеницы с характерными отверстиями для расширителей на краях траков. Интересный момент, на этом экземпляре Т-10М опорные катки "старого" типа с шестью болтами, а на стоящих рядом ИС-2, ИС-3 и ИСУ-152 - "нового", с десятью болтами. Ширина гусеницы Т-10 - 720 мм., шаг трака - 160 мм. 14. Подвеска опорных катков независимая, торсионная. Днище танка и его борта соединены под углом, предвосхищая конструкцию современных машин MRAP. Координаты: 54° 1'6.56"С 27°53'35.33"В