Самолёт Ли-2 (Минск)

В парке за зданием Минского музея Великой Отечественной войны стоит самый большой экспонат музея - самолёт Ли-2Т. Доступ на посмотреть свободный от остального взаимодействия самолёт огорожен забором. Охрана должна быть. Состояние памятника - отличное. Дата съёмки - 01 мая 2018 года. 01. 02. Ли-2 (обозначение НАТО: Cab — Кабина) — советский поршневой пассажирский и военно-транспортный самолёт времён второй мировой войны для линий средней протяжённости. Создан на базе пассажирского самолёта ПС-84 (1939), созданного, в свою очередь, на базе лицензионного производства американского пассажирского самолёта Douglas DC-3. Строился в СССР по 1953 год включительно. Широко эксплуатировался подразделениями МГА СССР — «Аэрофлотом», в различных частях и подразделениях МО СССР, МАП СССР, других организациях и ведомствах Советского Союза. 03. В годы Великой отечественной войны широко применялся для транспортно-пассажирских перевозок по всей стране и за её пределами, для полётов за линию фронта к партизанам и диверсионным группам, для выброски парашютных десантов в тылу противника, также широко использовался в качестве ночного бомбардировщика. Основными модификациями Ли-2 были: военно-транспортный самолёт с оборонительным пулемётным вооружением, грузопассажирский вариант с туалетом и багажным отсеком и транспортный вариант, отличавшийся большой грузовой дверью с левой стороны. Самолёт был очень надёжен, хорошо освоен и пользовался заслуженной популярностью. Поставлялся на экспорт в ряд дружественных стран. Заводами СССР было произведено 4937 экземпляров Ли-2. В СССР Ли-2 бы окончательно списан с лётной работы в середине 70-х годов XX-го века. 04. Я встречал Ли-2 на постаменте в городе Байконур. Стоит отметить, что состояние самолёта в Минске существенно лучше. Он выглядит комплектным (вплоть до наличия двигателей) и ухоженым. 05. Этот экземпляр стал одним из последних, построенных в Советском Союзе самолётов Ли-2. Модификация: Ли-2Т. Год выпуска: 1953. Заводской номер: 33444309. 06. Самолёт служил в составе ВВС Ленинградского военного округа до 1977 года. Своим ходом прибыл из Ленинграда в Липки (аэродром в окрестностях Минска) и перевезён оттуда в Минск, где был установлен на открытой площадке музея истории Великой отечественной войны. 07. В феврале 2009 года был передан в Музей авиационной техники и перевезён из Минска в Боровую. Находился в экспозиции музея до марта 2013 года. 14 марта 2013 года перевезён в строящийся новый Музей истории Великой Отечественной войны на проспекте Победителей где и попал нам в кадр. 08. По конструкции Ли-2 - классический поршневой двухмоторный цельнометаллический низкоплан нормальной аэродинамической схемы. 09. Хвостовое оперение с одним вертикальным килем и низкорасположенным стабилизатором. Руль высоты и руль направления имеют триммеры. И киль и плоскости стабилизатора отъёмные и могут быть сняты при хранении, транспортировке или ремонте самолёта. 10. Крыло состоит из центроплана и двух отделяемых консолей. В центроплане расположены топливные баки. На передней кромке центроплана две мотогондолы двигателей (по одному с каждой стороны фюзеляжа). В монтогондолах, так же находятся основные стойки шасси. Механизация крыла включает в себя взлетнопосадочные щитки и элероны. Правый элерон оснащён триммером. 11. Ли-2 оснащён двумя моторами АШ-62ИР и воздушными винтами АВ-7Н-161. 12. Воздушный винт АВ-7Н-161 трехлопастной, изменяемого шага, с гидравлическим флюгированием. Несмотря на то, что двигатель имел электростартер на коке винта имеется храповик для механического запуска от наземного пускового агрегата. 13. АШ-62ИР - звёздообразный 9-цилиндровый мотор, разработанный в ОКБ А. Д. Швецова в 1938 году для транспортной и гражданской авиации. Входит в семейство двигателей, ведущих своё начало от приобретённого в США по лицензии мотора Wright R-1820-F3. Советские двигателестроители внимательно изучили конструкцию "американца" и сделали на его основе сразу несколько моторов, отличавшихся числом цилиндров, размерами и мощностью. В дальнейшем эти двигатели прошли несколько поколений развития. Первым поколением девятицилиндровых моторов стали М-25, которыми оснащались, в частности, некоторые истребители И-16. 14. Второе поколение - М-62ИР (с 1944 года АШ-62ИР по имени конструктора Аркадия Швецова) мощностью 1000 л.с. Именно такими двигателями оснащались Ли-2 (и до сих пор, кстати, оснащены самолёты Ан-2). 15. Другой веткой развития двигателей "рождённых" конструкцией Wright Cyclone была линейка М-82 (АШ-82), который представлял собой сдвоенную семицилиндровую звезду с впрыском топлива и уменьшенным внешним диаметром блока цилиндров. Мощность М-82 возросла почти вдвое до 1700 л.с. АШ-82 стали "сердцем" истребителей Ла-5, бомбардировщиков Ту-2, послевоенных пассажирских самолётов Ил-12 и Ил-14 и многих других серийных и опытных машин. 16. Брутальное остекление кабины пилотов. Интересное наблюдение можно сделать глядя на неровные листы обшивки. Их мятая форма прямо говорит нам, что у Ли-2 негерметичная кабина, а основу конструкции составляет пространственный каркас, обшитый тонкими дюралюминиевыми листами. Обшивка нужна только для улучшения обтекаемости самолёта и защиты экипажа и пассажиров от набегающего потока воздуха. Так же "мятые" листы означают то, что скорость самолёта не настолько высока, чтобы конструкторы заморачивались обеспечением идеального обтекания для компенсации нагрузки скоростного напора. Крейсерская скорость Ли-2: 290 км/ч. Максимальная чуть выше: 320 км/ч. Этот самолёт летит всего вдвое быстрее, чем некоторые водители гоняют по автомагистралям. 17. Самолёт имеет две посадочные фары ФС-240 (мощность 340 ватт). 18. Основные стойки шасси. Амортизированные, тормозные, убирающиеся. В убранном положении колёса основных стоек выступают из мотогондол вниз для обеспечения возможности аварийной посадки без выпуска шасси. 19. Размер колёс - 1200х450. Внутри покрышки камера. 20. Амортизированная хвостовая опора со свободно ориентирующимся колесом. В полёте убирается в хвостовую часть фюзеляжа. Колесо размером 600х250 тормозной системы не имеет. Координаты: 53°55'1.51"С 27°32'13.51"В