Трактор МТЗ-2 находится у главных проходных Минского Тракторного Завода.
Добраться до него можно на метро (красная ветка, станция Тракторный завод).
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны не видно, но должна быть.
Состояние памятника - отличное.
Дата съёмки - 30 апреля 2018 года.
01.
02. Памятник посвящён первым тракторам "Беларусь", которые выпускались на Минском тракторном с 1949 года по 1956 год.
03. В мае 1948 года на МТЗ поступил проект технических требований Минсельхоза СССР на проектирование универсального колёсного трактора с дизельным двигателем мощностью 37 л.с.
Уже в октябре 1948 года Отдел Главного Конструктора закончил проект трактора в двух модификациях.
Различие между МТЗ-1 и МТЗ-2 было в передней оси.
МТЗ-1 предназначался для обработки высокостебельных культур и его передние колёса стояли рядом по центру машины перед её двигателем.
Вторая модификация, для обработки низкостеблевых культур, получила передние колёса совпадающие по следу с задними.
04. Имя "Беларусь" новому трактору дал Главный конструктор Минского тракторного завода Иван Иосифович Дронг.
Серийное производство было начато 14 октября 1953 года.
Или закончено.
В источниках, включая сайт производителя эта дата определена крайне неоднозначно.
Страница
История продукции:
Исторической датой для коллектива завода стал 1953 год, когда 14 октября на главном конвейере закончилась сборка тракторов МТЗ-1 и МТЗ-2, созданных заводскими конструкторами.
Страница
История МТЗ (раздел 1950-1959 гг.):
1953
14 октября с главного конвейера сошел первый колесный трактор семейства «Беларусь» МТЗ-2 мощностью 36 лошадиных сил.
Кто-нибудь может прокомментировать?
05. Универсальный колесный трактор «Беларусь» предназначался для работы с навесными, полунавесными и прицепными сельскохозяйственными машинами.
Работа трактора предусматривалась на колесах двух вариантов: резиновых баллонах низкого давления и колесах с жестким стальным ободом со шпорами.
Стальные колёса со шпорами уже применялись на советских тракторах
СХТЗ 15/30,
Универсал-2 и других.
А вот резиновые баллоны впервые в СССР появились именно на первых тракторах Беларусь.
06. Трактор имел гидравлическую систему для подъема навесных орудий, был снабжен съемным регулируемым прицепным приспособлением.
07. Двигатель Д-36, мощность - 37 л.с., рабочий объём - 4.08 литра.
08. Независимый привод вала отбора мощности.
Внешние агрегаты приводились в действие ремённым приводом, как на старых
локомобилях.
09. Из-за новизны разработки, двигатель Д-36 был недостаточно эффективен по топливу ("много жрал").
Его удельный расход - 299,2 г/( кВт⋅ч).
Можно сравнить с одним из наследников МТЗ-2 - трактором МТЗ-80, удельный расход двигателя Д-240 которого был снижен до 229,2 г/( кВт⋅ч).
10. Прицепное устройство навесного оборудования.
11. Рулевой механизм и различные тяги управления.
12. Передняя подвеска.
13. Переднее колесо.
Шина BELSHINA, Made in Belarus.
Размер колеса 6.50-16, модель Я-275А.
14. Неплохой клиренс.
Хорошо видна рулевая тяга.
15. Задняя часть снизу.
16. Полуось заднего колеса.
17. Ведущие колёса увеличенного диаметра.
Шина VOLTYRE, размер 13.6-38.
Координаты:
53°53'21.73"С
27°37'5.26"В