Самоходная артиллерийская установка СУ-100 установлена на невысоком постаменте в белорусском городе Чаусы (Могилёвская область) на пересечении автодорог Р122 и Р138.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - хорошее.
Дата съёмки - 29 апреля 2018 года.
01.
02. Памятник установле в 1994 году в память об освобождении Чаусского района 25 июня 1944 года.
Интересно, что мне 1994 год кажется не таким уж и далёким, а ведь с него прошло уже 25 лет.
03. СУ-100 — советская противотанковая самоходная артиллерийская установка (ПТ-САУ) периода Второй Мировой войны, класса истребителей танков, средняя по массе.
Была создана на базе среднего танка Т-34-85 конструкторским бюро Уралмашзавода в конце 1943 — начале 1944 года как дальнейшее развитие ПТ-САУ СУ-85 ввиду недостаточных возможностей последней в борьбе с немецкими тяжёлыми танками.
Серийный выпуск СУ-100 был начат на Уралмашзаводе в августе 1944 года и продолжался до начала 1948 года.
Кроме того, в 1951—1956 годах её производство по советской лицензии осуществлялось в Чехословакии.
Всего в СССР и Чехословакии было выпущено 4976 САУ этого типа.
04. Базовыми моделями для СУ-100 были танк Т-34 (шасси, двигатель, трансмисиия) и самоход СУ-85 (рубка, общая компоновка)
Собственно СУ-100 была создана, как более мощная версия СУ-85 в ответ на появление тяжелобронированных немецких танков и САУ.
05. Орудие этой САУ - пушка Д-10С, специально разработанная в 1944 году коллективом Ф.Ф.Петрова 100-мм артиллерийская система небольших габаритов, способная без особых переделок встать в рубку СУ-85.
Бронепробиваемость Д-10С позволяла поражать любые немецкие танки.
06. В дальнейшем, модифицированной версией этой пушки были вооружены самые массовые серийные танки в мире Т-54 и Т-55.
07. Этот экземпляр СУ-100 выпущен, предположительно, в мае 1945-го, потому что носовая балка еще есть, а косынок уже нет и люк наводчика похоже новый
Построена машина на заводе УЗТМ (Свердловск). (
источник)
08. На задней стенке рубки уже нет половинки люка.
На крыше хорошо видны грибочки вентиляторов.
09. Странно, что у САУ нет бочек внешних топливных баков.
Обычно памятникам их оставляют, а утраченные реконструируют.
10. Откидная верхняя кормовая деталь с ущкими петлями.
11. С этого ракурса виден штатный зазор между запасными траками и верхней лобовой деталью.
12. Фара со щелевым светомаскировочным колпаком.
Нижняя половина такого колпака выполнена откидывающейся на петлях вверх, что позволяет использовать фару по прямому назначению, для освещения пространства впереди, хоть и с уменьшенной мощностью света, при этом машину сложнее обнаружить с летательного аппарата (не видно огней самих фар, а только местность, освещаемую фарами).
13. Днище САУ.
14. Вокруг машины небольшой сквер.
Координаты:
53°48'6.36"С
30°57'16.08"В
Другие САУ:
- ИСУ-152: Белгород, Краснодар (1), Краснодар (2), Наро-Фоминск, Ростов-на-Дону (демилитаризована в БТТ-1), Самара (демилитаризована в БТТ-1), Тольятти;
- СУ-100: Белгород, Воронеж (2 штуки), Краснодар, Чаусы, Чита;
- СУ-122-54: Краснодар;
- АСУ-57: Кубинка, Рязань;
- АСУ-85: Рязань;
- 2С1 Гвоздика: Брянск;
- 2С3 Акация: Брянск;
- 2С25 Спрут-СД: Рязань.