САУ СУ-100 (Чаусы)

Самоходная артиллерийская установка СУ-100 установлена на невысоком постаменте в белорусском городе Чаусы (Могилёвская область) на пересечении автодорог Р122 и Р138. Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет. Состояние памятника - хорошее. Дата съёмки - 29 апреля 2018 года. 01. 02. Памятник установле в 1994 году в память об освобождении Чаусского района 25 июня 1944 года. Интересно, что мне 1994 год кажется не таким уж и далёким, а ведь с него прошло уже 25 лет. 03. СУ-100 — советская противотанковая самоходная артиллерийская установка (ПТ-САУ) периода Второй Мировой войны, класса истребителей танков, средняя по массе. Была создана на базе среднего танка Т-34-85 конструкторским бюро Уралмашзавода в конце 1943 — начале 1944 года как дальнейшее развитие ПТ-САУ СУ-85 ввиду недостаточных возможностей последней в борьбе с немецкими тяжёлыми танками. Серийный выпуск СУ-100 был начат на Уралмашзаводе в августе 1944 года и продолжался до начала 1948 года. Кроме того, в 1951—1956 годах её производство по советской лицензии осуществлялось в Чехословакии. Всего в СССР и Чехословакии было выпущено 4976 САУ этого типа. 04. Базовыми моделями для СУ-100 были танк Т-34 (шасси, двигатель, трансмисиия) и самоход СУ-85 (рубка, общая компоновка) Собственно СУ-100 была создана, как более мощная версия СУ-85 в ответ на появление тяжелобронированных немецких танков и САУ. 05. Орудие этой САУ - пушка Д-10С, специально разработанная в 1944 году коллективом Ф.Ф.Петрова 100-мм артиллерийская система небольших габаритов, способная без особых переделок встать в рубку СУ-85. Бронепробиваемость Д-10С позволяла поражать любые немецкие танки. 06. В дальнейшем, модифицированной версией этой пушки были вооружены самые массовые серийные танки в мире Т-54 и Т-55. 07. Этот экземпляр СУ-100 выпущен, предположительно, в мае 1945-го, потому что носовая балка еще есть, а косынок уже нет и люк наводчика похоже новый Построена машина на заводе УЗТМ (Свердловск). (источник) 08. На задней стенке рубки уже нет половинки люка. На крыше хорошо видны грибочки вентиляторов. 09. Странно, что у САУ нет бочек внешних топливных баков. Обычно памятникам их оставляют, а утраченные реконструируют. 10. Откидная верхняя кормовая деталь с ущкими петлями. 11. С этого ракурса виден штатный зазор между запасными траками и верхней лобовой деталью. 12. Фара со щелевым светомаскировочным колпаком. Нижняя половина такого колпака выполнена откидывающейся на петлях вверх, что позволяет использовать фару по прямому назначению, для освещения пространства впереди, хоть и с уменьшенной мощностью света, при этом машину сложнее обнаружить с летательного аппарата (не видно огней самих фар, а только местность, освещаемую фарами). 13. Днище САУ. 14. Вокруг машины небольшой сквер. Координаты: 53°48'6.36"С 30°57'16.08"В