Самоходная артиллерийская установка СУ-100 установлена в центре белорусского города Кричев на пересечении улиц Московская и Комсомольская (рядом с Автостанцией).
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны не видно.
Состояние памятника - хорошее.
Дата съёмки - 29 апреля 2018 года.
01.
02. Табличка с посвящением:
СУ-100 установлена в честь 70-летия освобождения Кричевского района от немецко-фашистских захватчиков.
Вечная слава Героям, павшим в годы Великой Отечественной войны.
Табличка с ТТХ.
03. Город Кричев был захвачен немцами в 17 июля 1941 года.
Спустя два с лишним года, 29 сентября 1943-го, части Красной Армии освободили Кричев от оккупации.
04. В память об этом, осенью 2013 года был открыт этот мемориал.
05. Город Кричев неожиданно богат на памятники технике.
Кроме этой самоходки здесь есть
пушка Д-44,
самосвал ЗИЛ-ММЗ-585Л на базе ЗиЛ-164АГ и
реактивный истребитель-перехватчик Су-9.
06. Машина установлена на небольшом постаменте необычного цвета.
07. СУ-100 — советская противотанковая самоходная артиллерийская установка периода Второй Мировой войны, класса истребителей танков, средняя по массе.
Была создана на базе среднего танка Т-34-85 конструкторским бюро Уралмашзавода в конце 1943 — начале 1944 года как дальнейшее развитие САУ СУ-85 ввиду недостаточных возможностей последней в борьбе с немецкими тяжёлыми танками.
Серийный выпуск СУ-100 был начат на Уралмашзаводе в августе 1944 года и продолжался до марта 1946 года.
Затем, в период с 1947 по начало 1948, СУ-100 производилась
на заводе №174 в Омске.
Кроме того, в 1953—1956 годах её производство под обозначением SD-100 по советской лицензии осуществлялось в Чехословакии.
08. Эта СУ-100 выпущена весной 1945-го года на УЗТМ (завод №183, Нижний Тагил).
09. Машина несёт следы послевоенных модернизаций.
10. Основным назначением СУ-100 была борьба с немецкими танками.
САУ получила длинноствольное 100-мм орудие Д-10С, способное пробивать любую современную ей бронетехнику на дальних дистанциях.
Ещё много лет после окончания Великой Отечественной, танковый вариант этой пушки устанавливался на Т-54 и Т-55, многие из которых до сих пор в строю.
11. Хорошо видно, что часть элементов конструкции этого экземпляра была утрачена и реконструирована перед установкой на постамент.
Крыша МТО изготовлена заново из нескольких листов металла.
Люк доступа к трансмиссии, а так же бронировки выхлопов утрачены.
Новые крылья приварены прямо поверх верхнего заднего бронелиста, что привело к утрате тем возможности открыаться.
Зато у машины имеются такие редкие элементы, как трос и пила.
12. Ещё один любопытный момент по "обвесу".
На правой стороне рубки и крыле, а также на верхней лобовой детали закреплены запасные траки.
Так вот, они разные и совершенно не подходят к этой САУ.
13. По неясным причинам я не снял серийный номер (скорее всего не нашёл под краской).
Что это за квадратное отверстие в нижней детали?
14. Оригинальное противооткатное устройство.
Координаты:
53°42'20.13"С
31°43'24.02"В
Другие САУ:
- ИСУ-152: Белгород, Воронеж, Краснодар (1), Краснодар (2), Ленино, Минск, Наро-Фоминск, Ростов-на-Дону (демилитаризована в БТТ-1), Самара (демилитаризована в БТТ-1), Тольятти;
- СУ-100: Белгород, Витебск, Воронеж (2 штуки), Краснодар, Кричев, Ленино, Минск (Музей), Чаусы, Чита;
- СУ-122-54: Краснодар;
- АСУ-57: Кубинка, Рязань;
- АСУ-85: Рязань;
- 2С1 Гвоздика: Брянск;
- 2С3 Акация: Брянск;
- 2С25 Спрут-СД: Рязань.