Самолёт Су-9 (Кричев)

Большой серый истребитель Су-9 установлен в Парке Победы белорусского города Кричев (Могилёвская область). Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет. Состояние памятника - уставшее перекрашенное. Дата съёмки - 29 апреля 2018 года. 01. 02. Су-9 (по кодификации НАТО: Fishpot) — советский однодвигательный всепогодный истребитель-перехватчик. Один из первых советских самолётов с треугольным крылом. Первый в мире истребитель-перехватчик, созданный как составная часть единого комплекса перехвата. 03. Монумент установлен в память о подвиге лётчика, капитана Дашкина Виктора Георгиевича, который 4 июня 1964 года направил потерпевший аварию самолёт Су-9 в отработанный карьер и ценою своей жизни спас город. (табличка 1, табличка 2) Капитан Дашкин выполнял тренировочный полёт со взлётом с аэродрома Кричев в сторону города. Почти сразу после отрыва отказал единственный двигатель Су-9. Лётчик мог катапультироваться, но тогда самолёт продолжил бы движение в направлении ближайшего завода и жилых кварталов и упал на них. Виктор Дашкин, понимая это, попытался сначала отвернуть в сторону. Это у него получилось, но на катапультирование уже не хватило высоты и времени. Самолёт упал в ближайшее озеро, разрушился и затонул на 57 метровой глубине. Капитан Дашкин погиб. Открытие мемориала было 9 мая 2005 года (только таблички на стеле или стелы таблички и самолёта мне выяснить не удалось). 04. Су-9 появился в результате исследований, проведённых ЦАГИ во время войны в Корее. Эти исследования определили несколько оптимальных аэродинамических схем для реактивных истребителей. Прототип, обозначавшийся Т-3, совершил свой первый полёт в 1956 году. Су-9 разрабатывался одновременно с Су-7, и оба самолёта впервые показали на воздушном параде в Тушино 24 июня 1956 года. Су-9 был принят на вооружение в 1960 году. 05. Всего было произведено около 1 100 самолётов этого типа. Эти самолёты не поставлялись на экспорт. До конца 1960-х годов, когда на вооружение стали поступать МиГ-25, Су-9 оставался самым скоростным и высотным боевым самолётом в СССР. Оставшиеся Су-9 и более поздние Су-11 были сняты с вооружения в 1970-е годы, некоторые из них были переделаны в дистанционно-управляемые самолёты. Они были заменены более совершенными Су-15 и МиГ-23. 06. Су-9 построен на основе более ранней разработки — опытного истребителя-перехватчика с треугольным крылом Т-3, с которым он практически идентичен. Первый полёт Т-3 состоялся 26 мая 1956 года (пилот ОКБ В. Н. Махалин). В ОКБ Сухого Су-9 имел обозначение Т-43. Фюзеляж и хвостовое оперение Су-9 сходны по конструкции с использованными на Су-7, но, в отличие от него, Су-9 имел вместо стреловидного треугольное крыло с углом 53°. На нём, как и на Су-7, присутствовали воздушные тормоза, расположенные в задней части фюзеляжа, двигатель АЛ-7Ф и носовой воздухозаборник. Вооружение состояло из четырёх УР класса «воздух-воздух» РС-2УС, наводимых по радиолучу, или из двух РС-2УС и двух Р-55 с тепловой головкой самонаведения. Как и все наводимые по лучу ракеты, РС-2УС была практически бесполезна в воздушном бою. В отличие от Су-7 и Су-15, Су-9 не нёс пушечного вооружения. 07. Треугольное крыло было применено на Су-9 по причине его низкого лобового сопротивления на сверхзвуковых скоростях. Больший объём крыла также позволил существенно увеличить топливовместимость по сравнению с Су-7. Су-9 разгонялся до скорости, соответствующей М=2,1 на высоте, однако запас топлива был невелик и сильно ограничивал радиус действия. В отличие от Су-7, который имел большие усилия на ручке, управление Су-9 было лёгким и отзывчивым, однако ошибок пилотам он не прощал. 08. На двух фюзеляжных пилонах располагались подвесные топливные баки (здесь и баки и пилоны отсутствуют). Хорошо видны щитки воздушных тормозов. 09. Двигатель самолёта АЛ-7Ф. Турбореактивный двигатель, разработанный в 1952 году на заводе №165 в Москве. Применялся (в разных модификациях) на самолётах Су-7, Су-9, Ту-128, Ил-54, Бе-10 и некоторых других. Тяга на форсаже 9810 кгс. 10. В носовом радиопрозрачном регулируемом конусе воздухозаборника была установлена РЛС ЦД-30. 11. Самолёт входил в состав комплекса средств перехвата Т-3-51, включающего также систему управления оружием, управляемые ракеты «воздух-воздух» и наземную систему целеуказания и наведения «Воздух» с радиокомандной линией автоматизированного наведения «Лазурь». Наземная часть комплекса обнаруживала цель и наводила в её сторону самолёт-носитель (Су-9), который осуществлял захват цели и пуск ударной части комплекса - управляемых ракет воздух-воздух. 12. Су-9 оснащался катапультным креслом КС-2 (КС-2А). Большинство Су-9 были одноместными. Специальная двухместная учебно-тренировочная версия Су-9У имела значительно уменьшенный фюзеляжный топливный бак, что существенно сокращало и так очень скромный боевой радиус самолёта. 13. Хвостовое оперение, стреловидное, однокилевое, с низкорасположенным стабилизатором. 14. Руль высоты цельноповоротный, как и у большинства сверхзвуковых самолётов. 15. На северном краю Парка Победы насыпан небольшой курган с обелиском со звездой на вершине. 16. Курган посвящён землякам, погибшим на фронтах Гражданской и Великой Отечественной войн. Белорусская Советская Социалистическая Республика была образована первый раз 1 января 1919 года, второй раз 31 июля 1920 года. Координаты: 53°43'0.87"С 31°42'59.55"В