Истребитель-перехватчик Су-27П из Парка Победы в белорусском городе Глубокое Витебской области.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - хорошее.
Дата съёмки - 03 июня 2018 года.
01.
02. Су-27 (заводской шифр Т-10С; по кодификации НАТО: Flanker-B — «Фланкёр») — советский и российский многоцелевой всепогодный сверхзвуковой тяжелый истребитель четвёртого поколения, разработанный в ОКБ Сухого и предназначенный для завоевания превосходства в воздухе.
03. Первый полёт прототипа состоялся в 1977 году.
В 1982 году самолёты начали поступать в авиационные части, с 1985 года началась их эксплуатация.
Су-27 является одним из основных самолётов ВВС России, его модификации состоят на вооружении в странах СНГ, Индии, Китае и других.
Китайская версия Су-27 называется Shenyang J-11 (殲撃十一型) и выпускается с 1998 года.
04. На основе Су-27 разработано большое количество модификаций: учебно-боевой Су-27УБ, палубный истребитель Су-33 и его учебно-боевая модификация Су-33УБ, многоцелевые истребители: Су-30, Су-27М, Су-35, фронтовой бомбардировщик Су-34 и другие.
Всего выпущено более 800 Су-27.
05. Разработка Су-27 началась в 1971 году.
Самолёт создавался, как советский ответ на американский истребитель F-15 и должен был превосходить его по всем боевым показателям.
В том числе, новый самолёт должен был одновременно быть способным на большой высоте лететь на скорости более 2М, а на малых и средних высотах принимать участие в манёвренном воздушном бою.
06. Конструкторам удалось достичь обе цели, создав революционную конструкцию интегральной аэродинамической компоновкой.
При этом они отказались от крыла изменяемой стреловидности, которое, несмотря на свои преимущества, делает самолёт тяжелее.
Су-27 получил очень мощные двигатели АЛ-31Ф с форсажной тягой по 12500 кгс, что дало машине взлётной массой около 22 тонн тяговооружённость больше единицы (1,2).
То есть, в некоторых условиях, после взлёта самолёт может разгоняться вертикально вверх.
И это ещё не всё.
Су-27 способен на настолько интенсивный разгон, что вертикально взлетающий самолёт может преодолеть звуковой барьер.
07. Конструкция самолёта настолько прочная, что максимальная эксплуатационная перегрузка - девять единиц.
Это находится за пределами выносливости большинства пилотов.
Зато они могут выполнять любые манёвры не боясь, что самолёт развалится.
08. Один из любопытных манёвров, допустимый на Су-27 и невозможный на почти всех остальных самолётах - это "Кобра Пугачёва".
На невысокой скорости пилот задирает нос самолёта вверх, укладывая его на спину (угол атаки 120°), а затем возвращает обратно.
Большинство других самолётов, либо проваливаются глубоко вниз при таком манёвре, либо вовсе сваливаются в штопор.
А Су-27 продолжает лететь прямо.
09. Двигатели Су-27 - АЛ-31Ф были разработаны в НПО "Сатурн" под руководством А.М.Люльки.
Наименование двигателя расшифровывается как Архип Люлька, Модель 31 с Форсажной камерой.
Проектирование началось в 1973 году, первые испытания прошли в 1977, гос.испытания завершились в 1985 (то есть на первые Су-27 ставились ещё не закончившие испытания АЛ-31Ф).
На основе АЛ-31Ф в дальнейшем был разработан более мощный и надёжный АЛ-41Ф, который устанавливается на Су-35 и Су-57.
10. Воздухозаборники двигателей.
Су-27 может эксплуатироваться с грунтовых аэродромов, поэтому есть реальная опасность попадания камней и грязи во входной тракт двигателей.
Чтобы предотвратить повреждение двигателей применяются регулируемые воздухозаборники, которые на взлёте закрываются регулируемым вертикальным клином с сетчатыми экранами.
Интересно, что на этом экземпляре клины полностью подняты.
На исправном самолёте с выключенными двигателями они должны быть опущены из-за отсутствия давления в гидросистеме.
11. Удивительно, но двигатели на этом самолёте стоят на своих местах.
Чаще всего самолёты-памятники лишены их.
12. Особенность конструкции с широко разнесёнными мотогондолами позводяет организовать точку подвески вооружения или топливного бака между ними.
Получается, как бы, внутренняя подвеска снаружи самолёта.
Двигатели разнесены в стороны для повышения живучести.
Попадание ракеты в один из них, с последующим разрушением и пожаром не должно выводить из строя второй.
13. Для улучшения управляемости самолёта применено двухкилевое вертикальное оперение.
14. Шасси трёхстоечное с управляемым носовым колесом.
Интересно, что на этом экземпляре оставили посадочные фары.
15. Ещё один признак самолёта, эксплуатирующегося с грунтовки - кожух брызговика на носовом колесе.
16. Основная стойка.
Убирается вперёд по полёту.
17. Одно колесо.
Размер 1030х350, модель 1А, бескамерное.
Производство - Ярославский шинный завод.
18. Ниша основной стойки шасси.
С неясными целями при покраске этого самолёта синим цветом задули всё, что могли.
В оригинале, внутренности ниши шасси должны быть жёлто-зелёные - в правой части ниши остался непрокрашенный кусок оригинального цвета.
19. В Глубоком родился Павел Осипович Сухой.
Поэтому в городе очень высокая плотность самолётов его КБ.
Кроме этого Су-27, есть ещё пропущенный нами Су-24М на другой стороне озера (ок. 500 метров отсюда) и
Су-17М на южном въезде в город.
Координаты:
55° 8'19.84"С
27°41'27.15"В