Советский основной боевой танк Т-72 из Парка Победы в белорусском городе Глубокое Витебской области.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника - хорошее.
Дата съёмки - 03 июня 2018 года.
01.
02. Т-72 «Урал» — советский средний и основной танк.
Принят на вооружение в Вооружённых Силах СССР с 1973 года. Т-72 разработан и производился Уралвагонзаводом в Нижнем Тагиле.
«Урал» состоит на вооружении стран СНГ, экспортировался в государства Варшавского договора, Финляндию, Индию, Иран, Ирак, Сирию.
Модификации Т-72 выпускались по лицензии в Югославии (M-84), Польше (PT-91), Чехословакии и Индии, которые их экспортировали.
03. Т-72 разрабатывался, как более простой и дешёвый аналог первого советского основного боевого танка Т-64А.
Оснащённый той же 125-мм гладкоствольной пушкой 2А46 он был более технологичен, надёжен и имел больше резервов для модернизации.
04. В СССР было выпущено более 20000 танков Т-72.
Ещё около 10000 выпустили по лицензии в других странах.
Большая часть этих танков до сих пор состоит на вооружении разных стран, включая Россию.
Последние, на текущий момент, модификации Т-72Б3 и Т-72Б3М считаются соответствующими самым современным требованиям по вооружению, системам управления огнём, защищённости и подвижности.
05. Здесь же стоит самая первая модификация - чистый Т-72 без букв.
Отличительный признак - оптический дальномер, установленный перед командирской башенкой.
Это прямоугольный выступ с квадратной крышечкой на четырёх винтах в левой части снимка, позади большого прожектора.
Оптический дальномер был только у самой первой версии Т-72, затем его убрали и на этом месте у всех остальных Т-72 просто крыша башни с динамической защитой.
06. Ещё один признак первой версии Т-72 - отсутствие системы постановки дымовых завес 902В "Туча".
Причём мортирок дымовых гранатомётов не только нет, но и отсутствуют следы их возможной установки (кронштейны, отверстия и т.п.).
Туча появилась на Т-72А в 1979 году (такой танк можно
увидеть в Тобольске).
Так же, нет и следов установки динамической защиты, которую добавили на Т-72АВ (1983) и Т-72Б (1985).
07. Сквозь металл не видно, но башня должна быть сплошная.
Это одна из основных причин модернизации 1979 года.
У Т-72А башня стала комбинированная.
В башне находятся два члена экипажа - командир и наводчик.
Заряжающего в Т-72 нет.
Вместо него стоит автоматизированный механизм заряжания.
08. Верхняя лобовая деталь Т-72 состоит из трёх слоёв.
Самый верхний слой - 80 миллиметров броневой стали.
Следующий слой - 105 миллиметров стеклотекстолита.
Третий слой - ещё 20 миллиметров стали.
Наклон лобовой брони - 68°
Под ВЛД находится рабочее место механика-водителя -третьего члена экипажа Т-72.
В дальнейшем толщина ВЛД не раз увеличивалась.
Например, у Тобольского Т-72А видна приваренная к ВЛД 20-мм бронеплита.
09. Различные штампы и клейма на ВЛД.
Кто может расшифровать?
10. Обычная фара.
11. Ночная ИК-фара.
12. Ходовая часть Т-72.
Шесть опорных катков, три поддерживающих, ленивец и ведущее колесо.
Торсионы опорных катков левой и правой стороны расположены попарно рядом на всю ширину корпуса.
Схема расположения торсионов была одним из ключевых отличий Т-64А и Т-72.
У Т-64А торсионы обеих сторон находились на одной оси и в длину были, соответственно, только до середины корпуса.
Поэтому нагрузка на торсионы Т-64А была высокой, вследствие чего подвеска танка считалась ненадёжной.
Т-72 изначально был лишён этой проблемы.
Координаты:
55° 8'19.84"С
27°41'27.15"В
Другие послевоенные танки:
- ИС-3: Белгород (2 штуки), Краснодар, Кубинка, Минск, Наро-Фоминск, Тольятти, Тула, Чита;
- ИС-4: Чита;
- Т-10: Минск;
- Т-54: Козельск (Т-54М);
- Т-55: Кимовск, Кубинка, Луховицы, Брянск, Тула (Т-55А);
- Т-62: Брянск, Иркутск, Норильск (Т-62М);
- Т-72: Глубокое, Тобольск (Т-72А);
- Т-80: Брянск (Т-80У), Кубинка (Объект-292), Суворов, Тула (Т-80Б).