Паровоз П36-0111 (Орша)

Белорусская станция Орша-Центральная. Пассажирский паровоз П36-0111. Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охрана есть. Состояние памятника - хорошее. Дата съёмки - 02 мая 2018 года. 01. 02. Табличка паровоза с краткой справкой. Не совсем точной. 03. Паровоз П36-0111 был построен на Коломенском паровозостроительном заводе в 1955 году. В сентябре того же года поступил в депо Мелитополь. В апреле 1958 был передан (через пол страны) в депо Нижнеудинск. В феврале 1961 года он уже во Львове-Восточном. А с мая 1965 по июнь 1974 П36-0111 служил в Гомеле. Следующие десять лет локомотив простоял на базе запаса Славное. И в июне 1984 году был установлен на Центральной станции в Орше. 04. Паровозы типа П36 выпускались с 1950 по 1956 годы в Коломне. П36 - это тип пассажирского паровоза, которым завершилась история пассажирского паровозостроения в СССР. Осевая формула - 2-4-2. Сцепной вес - 72.4 т. Мощность - 2800-3077 л.с. 05. Самый быстрый, самый мощный, самый современный на момент появления, паровоз П36 мог водить пассажирские поезда на всех железных дорогах СССР. Этому способствовала конструктивно ограниченная нагрузка от осей на рельсы. Лимит - не более 18 тс. 06. Предшествующие паровозы типа Су и заменившие их паровозы ИС имели существенные недостатки. Паровозы типа Су (осевая формула 1-3-1), прекрасно показавшие себя в 1920-х - 1940-х годах имели аналогичную нагрузку на рельсы (18 тс), но значительно меньшую мощность (1500 л.с.). Доходило до того, что их приходилось "запрягать" по две штуки, чтобы тянуть длинные составы или по дорогам со сложным профилем (горы, длительные подъёмы). А вдвое более мощные паровозы ИС (1-4-2) имели слишком большую нагрузку на ось - больше 20 тс, что сильно ограничивало их эксплуатацию только хорошими и прочными дорогами. Далеко не во всех уголках СССР полотно дороги могло выдержать такую нагрузку. Ситуация с нехваткой пассажирских локомотивов была настолько критической, что в 1947 году было восстановлено производство устаревших паровозов Су. 07. В этот момент, конструкторам-железнодорожникам и было выдано задание разработать паровоз, который был бы такой же мощный как ИС, но мог бы работать на любых дорогах СССР. Разработку вёл коллектив главного конструктора Л.С. Лебедянского в Коломне. Первый паровоз 2-4-2, которому присвоили наименование П36-0001, был изготовлен в марте 1950 года. 08. На нём были реализованы все достижения в области советского паровозостроения: цельносварной котёл, механический углеподатчик, воздушный привод реверса, брусковая рама, водоподогреватель. Все буксы локомотива и тендера были оснащены роликовыми подшипниками. Его сцепной вес составлял 75 т, а общая масса в рабочем состоянии — 135 т. 09. Новый паровоз испытывался на Октябрьской и Московско-Курской железных дорогах. Испытания показали, что его характеристики по достигнутой мощности сравнимы с паровозами типа ИС, а КПД значительно выше. В некоторых случаях, например на участке Москва-Скуратово, расход топлива у П36 был на 19-22% ниже чем у паровозов ИС. 10. На основе полученного опыта, в 1953-1954 годах была выпущена опытная партия из пяти локомотивов улучшенной конструкции, которые проходили дальнейшие испытания на Московско-Курской и Красноярской дорогах, а П36-0006 на экспериментальном кольце ВНИИЖТ в Подмосковье. Тогда же, в 1954 году, началось серийное производство паровозов П36. До прекращения выпуска в 1956 году был построен 251 паровоз П36. Причиной остановки производства стала переориентация советского локомотивостроения в сторону более простых, дешёвых и эффективных тепловозов. 11. Левый цилиндр паровой машины и двухосная бегунковая тележка под ним. 12. Четыре движущие колёсные пары. У этого паровоза уцелел весь приводной механизм - на месте сцепное дышло, тяговое дышло и шток поршня. 13. Парораспределительный механизм. 14. Кулиса. 15. Двухосная поддерживающая тележка. 16. "Хаос" из труб, шлангов и тяг под будкой машиниста. 17. Тендер П58. Объём воды - 45.6 м3, запас топлива 23.5 т. 18. Тендер шестиосный. Длина - 13255 мм. Паровоз с тендером имели длину почти 30 метров и весили более 250 тонн. Конструкционная скорость локомотива - 125 км/ч. 19. Автосцепка АС-3 и путеочиститель. 20. На дверце дымовой коробки звезда с гербом СССР. До 1956 года на месте герба был профильный портрет Ленина и Сталина. Координаты: 54°31'18.26"С 30°22'46.38"В