Фронтовой бомбардировщик Су-24М (Витебск)

Очень неожиданное зрелище открылось нам на западном выезде из белорусского Витебска. Большой самолёт Су-24М на обочине дороги Р-20 в деревне Кировская. Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет. Состояние памятника - строящееся. Дата съёмки - 03 июня 2018 года. 01. Все фото кликабельны до 3648х2736. 02. Это сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик Су-24М. Такие самолёты стояли на вооружении ВВС Беларуси до 2012 года. 23 в бомбардировочном варианте Су-24М и 12 в разведывательном Су-24МР. Бывшее советское наследство. 03. Су-24 (изделие Т-6, по кодификации НАТО: Fencer — "Фехтовальщик") — советский и российский тактический фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей. 04. Проектирование всепогодного самолёта для поражения малоразмерных целей началось с попытки создать соответствующую модификацию Су-7Б. Самолёт прошёл множество изменений концепции применения, аэродинамической схемы, числа и моделей двигателей. В 1963 году был построен первый натурный образец самолёта с треугольным крылом с индексом С-6, затем работы продолжились в направлении расширения возмоджностей Су-15 и проект переименовали в Т-58М. В 1965 году самолёт, получивший очередной новый шифр - Т-6, совершил первый полёт. Ещё через два года начались проработки варианта с крылом изменяемой геометрии. 05. Первый полёт Т-6-2И, получивший официальное обозначение Су-24, совершил 17 января 1970 года. На вооружение самолёт приняли в 1975 году. Спустя восемь лет доработок по итогам боевой службы на вооружение приняли улучшенную версию бомбардировщика - Су-24М. 06. Самолёт представляет собой двухдвигательный высокоплан с крылом изменяемой стреловидности. В зависимости от режима полёта передние части крыла (консоли) устанавливаются в одно из четырёх положений: 16° — на взлёте и при посадке, 35° — в крейсерском дозвуковом полёте, 45° — при боевом маневрировании и 69° — при полёте на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях. На самолёте трёхстоечное убираемое шасси. 07. Фюзеляж полумонококовой конструкции, кабина двухместная. Лётчик и штурман располагаются рядом, «плечом к плечу», управление двойное. Катапультные кресла типа К-36ДМ. 08. Топливная система самолёта состоит из трёх внутренних фюзеляжных баков-отсеков и имеет ёмкость 11 860 литров. При необходимости к самолёту подвешивались дополнительные топливные баки. Под крылья - два ПТБ-3000, а под фюзеляж ПТБ-2000 общей ёмкостью 8000 литров. Так же у Су-24М была система дозаправки в воздухе от летающих танкеров Ил-78 или других Су-24М, оборудованных специальным подвесным прибором УПАЗ-А ("Сахалин"). 09. Боевой радиус самолёта с подвесными баками и при полёте на высоте 200 метров - 560 километров, перегоночная дальность 2850 километров. Максимальная скорость самолёта без подвесок на высоте 200 метров - 1400 км/ч, на большой высоте - 1700 км/ч (число М = 1,6). У этого экземляра подвешены два ПТБ-3000. 10. Вооружение самолёта состояло из встроенной скорострельной 23-мм пушки ГШ-6-23М с вращающимся блоком из шести стволов и 8000 килограммов боевой нагрузки на восьми узлах подвески. В "походном" положении пушка укрыта специальным вентилируемым кожухом, который можно увидеть в виде длинного цилиндрического выступа с серым обтекателем в нижней части фюзеляжа у воздухозаборника. 11. Нижняя часть фюзеляжа. В центре окошко лазерно-телевизионной прицельной системы "Кайра" (похожая ставилась на МиГ-27К). 12. Поворотный пилон. Уникальная вещь, разработранная конструкторами Су-24, и позволявшая подвешивать боевую нагрузку на поворотную часть крыла изменяемой стреловидности. У Су-24 таких узлов подвески два. 13. Воздухозаборник двигателя. 14. На Су-24М устанавливались два ТРДФ АЛ-21Ф-3А, разработки и производства НПО Сатурн. 15. Особенностью самолёта была большая разница между максимальной взлетной и предельно разрешенной посадочной массами - 39700 и 24000 кг. В случае необходимости срочной посадки приходилось сливать лишнее топливо. В первых сериях самолёта слив осуществлялся через длинную трубу в хвостовой части самолёта. В дальнейшем ее заменили двумя патрубками гораздо меньших размеров со специальными насадками, увеличивавшими скорость истечения горючего независимо от положения самолета и перегрузки. 16. Шарнир поворота крыла. Поворотный узел позволяет позволяет переставлять крыло на любой угол с 16 до 69 . 17. Поворотные консоли крыла. 18. Над соплами двигателей расположен контейнер тормозного парашюта. 19. Осовая управляемая убирающаяся стой ка шасси. Два колеса размером 660х200, Модель 11А. 20. Основная стойка шасси. Два колеса размером 900х300. Координаты: 55°11'23.08"С 30° 6'14.20"В